25 марта 2019, 20:10

Другой Коэн: дикий мир создателя культовых фильмов ужасов Ларри Коэна

Читать 360tv в

В США скончался 77-летний режиссер и сценарист Ларри Коэн. Почему его ценил Гильермо дель Торо, и какой вклад он сделал в кинематограф — объясняет колумнист «360».

Неизвестный классик

Он не был так известен как братья Коэны, и многие из его проектов были малобюджетными и откровенно провальными. Вопреки этому, однофамилец «двухголового режиссера» (так прозвали братьев в Голливуде) оставил заметный след в кино и телевидении. Как у него получилось? Он не боялся пугать: и зрителей, и продюсеров, и даже себя.

Реклама

Знаменитый коллега Гильермо дель Торо написал ему такую эпитафию: «Покойся с миром…ты был неподдельным и независимым бунтарем».

«Многие люди говорят, что они делают независимые фильмы, но Коэн был по-настоящему независимой и свободолюбивой легендой кинематографа. Я благодарю тебя за множество вдохновляющих фильмов и настоящих образцов жанра, где идеи были гораздо больше бюджетов», — попрощался с покойным британский режиссер Эдгар Райт.

В детстве Коэн не мог оторваться от большого экрана. Все карманные деньги и почти все свободное время уходило на посещение кинотеатров. Он рос в начале пятидесятых годов прошлого века, а значит в эпоху нуара, когда ярко горели звезды Хамфри Богарта, Джеймса Кэгни и других «крутосваренных» героев старого Голливуда с одинаковой ловкостью ломавших челюсти злодеям и покорявших сердца красоток.

Еще будучи совсем молодым человеком, Ларри попал на телевидение и пропал с головой — отныне его жизнь была посвящена производству фильмов. За свою 40-летнюю карьеру он принял участие в создании более сотни эпизодов телесериалов, а также десятков кинокартин, поработав и режиссером, и сценаристом, и продюсером, один раз даже актером (в совсем небольшой роли).

Отношение к творчеству Коэна у критиков и зрителей всегда было смешанным, ведь с самого начала он выбрал карьеру в «низком» жанре эксплуатационного кино. Так назывались низкобюджетные фильмы, чьей основной целью был быстрый заработок на популярных темах.

Взять хотя бы один из самых известных фильмов Коэна «Оно живо» — история о генетически мутировавшем младенце-монстре может вызвать отторжение даже у любителей самых забористых ужасов. Впрочем, Коэну удалось добавить в картину даже социальный комментарий — главным злодеем в фильме остается вовсе не несчастный монстрик, а фармацевтическая компания, стоящая за экспериментами над людьми.

В отличии от многих других режиссеров, снимающих трэш-ужасы, Коэн творчески подошел к задаче создать пугающее и в то же время интригующее и запоминающееся кино. К примеру, музыку для «Оно живо» написал композитор Бернард Херманн, много лет работавший с легендарным Альфредом Хичкоком.

«Поймите, мы не ходили на студию как на фабрику, штамповали фильмы и возвращались домой каждую ночь. Мы отправлялись словно в джунгли: импровизировали, веселились и создавали кино буквально из воздуха практически без денег», — вспоминал Коэн.

Кошмар на экране

«Оно живо» пользовалось такой популярностью, что продюсеры решились выпустить несколько продолжений. Довольно успешным оказался фильм об ацтекском чудовище «Кью» и комедия ужасов о сгущенке, превращающей людей в зомби, «Вкусная дрянь».

Любители слэшеров ценят еще одну культовую франшизу режиссера: «Маньяк-полицейский». Уже по слогану «Вы имеете право хранить молчание…навсегда» понятно, что Коэн в очередной раз не удержался и разбавил экранные кошмары своим специфическим черным юморком. Фильм провалился в прокате, но со временем стал пользоваться определенной популярностью и даже получил два сиквела.

Создается впечатление, что для маститого кинодела его работа была больше развлечением, чем способом заработать — за того же «Маньяка», по его словам, спонсоры картины остались должны ему 250 тысяч долларов.

Настоящей работой Коэна было написание сценариев. В числе прочего, Ларри создал сюжеты нескольких эпизодов любимого в России детективного телесериала «Коломбо» о рассеянном сыщике.

За сценарий к триллеру «Телефонная будка» дрались сразу несколько киностудий. В итоге фильм стал настоящим хитом, а среди приглашенных звезд оказались Колин Фаррелл, Кифер Сазерленд и Форест Уитакер. Позже Ларри придумал еще один «телефонный» триллер — «Сотовый». Главную роль в нем сыграла Ким Бейсингер.

Несмотря на вполне состоявшуюся карьеру, Коэн оставался жестким критиком Голливуда и больших студий. «Киноиндустрия сейчас напоминает покер. Ставки настолько высоки, что большинство просто не может позволить садиться за игровой стол. Ты сделал фильм, но как ты сможешь завлечь на него людей, когда страница рекламы в газете стоит 40 тысяч долларов, а большие фильмы забирают аж по две страницы, да еще крутятся в рекламе по телевизору каждый пять минут?», — с горечью говорил маэстро в одном из своих последних интервью.

И все-таки у него было самое главное — признание коллег по киноцеху. Последний раз в кресле режиссера Коэн побывал в 2006 году, когда он вошел в число немногих, кто удостоился чести снять одну из серий проекта «Мастера ужасов». Говорящим является и название документального фильма, посвященного его творческому наследию «Король Коэн: дикий мир кинорежиссера Ларри Коэна».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама