Россия разработала многоразовую ракету‐носитель. Она может соперничать с шаттлом Маска | 360°

04 июня 2018, 19:53

Россия разработала многоразовую ракету‐носитель. Она может соперничать с шаттлом Маска

Читать 360 в

В ближайшие четыре года мир может увидеть новую многоразовую ракету‐носитель российского производства «Ангара‐1.2». Новый космический корабль, по оценкам разработчиков, сможет не только совершить 50 полетов без ремонта, но и доставить на орбиту 600 килограммов грузов за раз. Помимо России, создать многоразовую ракету пытаются инженеры из США и Китая. Удастся ли стране вновь получить статус космической державы, разбирался «360».

Россия проведет испытания первой многоразовой возвращаемой космической ракеты в 2022 году. Речь идет о ракете сверхлегкого класса под названием «Ангара-1.2», которая разрабатывается Фондом перспективных исследовании (ФПИ), Роскосмосом и Объединенной авиастроительной корпорацией. В настоящее время завершена разработка возвращаемого ракетного блока, говорится в официальном пресс-релизе ФПИ.

Реклама

Российский космический ракетный комплекс «Ангара» — это семейство ракет-носителей различных классов, создаваемых на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями. Грузоподъемность в зависимости от модификации составляет от 3,5 до 37,5 тонны.

По словам разработчиков, уникальность новой модификации ракеты состоит в том, что каждый из блоков аппарата сможет совершить до 50 полетов без замены маршевых двигателей. Подобная схема предусматривает отделение первой ступени носителя на высоте около 60 километров и ее возвращение в район старта с посадкой на взлетно-посадочную полосу. Чтобы ступень могла вернуться, инженеры оснастят устройство модифицированным серийным турбореактивным двигателем.

Запуск предполагается осуществлять с мобильных пусковых комплексов, а топливом для ракеты будет служить криогенная смесь «жидкий кислород – сжиженный метан». При проектировании разработчики взяли за основу проект многоразового ракетного блока «Байкал», работы по которому велись в начале 2000-х годов. Как обещают разработчики, ракета будет оснащена поворотным прямоугольным крылом большого размаха и классическим хвостовым оперением.

Вдобавок новая система за один полет сможет перевезти до 600 килограммов грузов на солнечно-синхронные орбиты, которые расположены на расстоянии 500-1500 километров над поверхностью Земли. Расчеты показали, что стоимость вывода окажется в 1,5-2 раза дешевле, чем у обычных ракет такого же класса. Для сравнения: сейчас запуск одной ракеты в среднем обходится от  60 до 100 миллионов долларов.

«Ангара» позволит сократить эти издержки, считает военный эксперт Алексей Леонков. «Этот проект несет серьезную экономическую выгоду, поскольку предполагает возвращение третьей ступени обратно на Землю. В результате цена транспортировки грузов на орбиты значительно снизится», — объясняет собеседник «360»,

В случае успешных испытаний «Ангары-1.2» российская космическая промышленность может выйти на новый уровень и сравняться с иностранными конкурентами отрасли, отметил в беседе с «360» заведующий отделом исследований Луны и планет государственного астрономического института П. К. Штернберга Владислав Шевченко. По его словам, многоразовая ракета удешевит доставку грузов и повысит конкурентоспособность российских космических аппаратов на мировом рынке.

«Испытания возвращаемой ступени ракеты — это технологический прорыв, который позволит идти по пути пилотируемой космонавтики, в том числе по программам покорения других планет. Сейчас фактически нет в нашем парке таких аппаратов, которые могли бы решать проблемы Луны и полетов к Марсу», — подчеркнул он.

Эволюция многоразовых ракет-носителей продолжается в России уже больше полувека. Еще в 1976 году в СССР был начат проект по разработке многоразовой транспортной ракеты «Энергия—Буран», однако в начале 1990-х годов программа была закрыта. В результате советским инженерам удалось запустить аппарат всего один раз – в 1988 году.

Американский конкурент

Ближайшим аналогом «Ангары» можно считать американcкую ракету Delta 4 Heavy, которая по набору своих модулей имеет три модификации, рассказал Алексей Леонков. «Эти ракеты США уже испытали и выводили спутники как на низкую опорную, так и на геостационарную орбиту. К примеру, спутники GPS американцы выводили с помощью той же Delta 4», - подчеркнул собеседник «360».

Также производством ракет-носителей для вывода грузов на орбиту занимается компания Илона Маска — SpaceX. В конце 2015 года специалистам концерна удалось впервые посадить первую ступень ракеты-носителя Falcon 9, но повреждения при приземлении были настолько значительными, что руководство приняло решение отложить повторный пуск на неопределенное время. В результате только в феврале 2018 года во время испытательного запуска ракета-носитель Falcon Heavy SpaceX отправила в космос электромобиль вишневого цвета Tesla Roadster.

Не отстают в ракетных разработках и китайские инженеры. К примеру, частично многоразовыми должны стать ракета «Чанчжэн-8», а также ракета Newline-1 частной компании Linkspace. Оба проекта предусматривают вертикальную посадку первой ступени по той же схеме, которую использует SpaceX для посадки первых ступеней Falcon 9.

«Мы занимаемся запусками экипажей на МКС, а также выводим некоторые спутники на околоземную орбиту, в то время как зарубежные компании работают над созданием многоразовых ракет-носителей. Поэтому России для того, чтобы оставаться космической державой, нужно пересматривать свой подход к запуску полезной нагрузки в космос и устанавливать группировки спутников», — подытожил Леонков.

Реклама

Реклама