15 октября 2018, 16:14

Россия создаст аналог МАК. Это поможет расследовать авиакатастрофы по‐новому

Читать 360tv в

В России может появиться аналог Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сотрудники новой структуры будут изучать последствия катастроф, а также расследовать авиационные происшествия. Работать комитет будет совместно с представителями стран-участниц. Что изменится с появлением новой структуры, разбирался «360».

Правительство РФ одобрило проект соглашения о создании аналога Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в странах Евразийского экономического союза. Предложение об этом внес Минтранс, а проект соглашения подготовили совместно с представителями государств ЕАЭС: России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.

Реклама

«Реализация соглашения в случае его подписания обеспечит создание межгосударственного органа, уполномоченного государствами ЕАЭС на проведение расследований авиационных происшествий и серьезных инцидентов, формирование актуализированной в соответствии с документами Международной организации гражданской авиации правовой базы, регулирующей отношения в этой сфере, и подготовку соответствующих специалистов», — отметили в правительстве.

Согласно проекту соглашения, новый комитет будет проводить как самостоятельные расследования, так и совместные — с национальными органами стран-участниц. Эксперты разработают общие правила и процедуры работы, а также будут полагаться на законодательство стран ЕАЭС в соответствии с уже разработанными правилами МАК.

Новая структура

Минтранс предложил создать аналог МАК еще в августе 2017 года. Новая структура должна заменить межгосударственный комитет в странах ЕАЭС. «МАК был образован в соответствии с Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, заключенным в Минске в декабре 1991 года правительствами стран, образовавших Содружество Независимых Государств», — говорится в проекте документа.

После того как в государствах СНГ появились свои воздушные законодательства, соглашение 1991 года практически утратило функции. Формирование нового комитета приведет к созданию новой правовой базы, а также необходимости готовить специалистов в области расследования авиационных происшествий. «Это создаст необходимые условия для обеспечения выхода России из соглашения 1991 года», — сказано на сайте кабмина.

«В соответствии с Федеральным законом „О международных договорах Российской Федерации“ соглашение после подписания будет подлежать ратификации, поскольку содержит положения, отличные от предусмотренных российским законодательством», — сказали в правительстве.

Глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев отметил в беседе с «360», что необходимо иметь поддержку со стороны авиационных властей всех государств, которые входят и в дальнейшем будут входить в ЕАЭС.

«Сегодня нужно констатировать, что СНГ стало мало что значить, и с этой точки зрения имеющиеся сегодня межправительственное объединения ЕАЭС — это уже совершенно другая структура, для которой вполне разумно и оправданно иметь собственную организацию, которая будет заниматься расследованием авиационных происшествий, причем не только аварий, катастроф, но и серьезных инцидентов», — сказал собеседник.

От Минтранса России будет полная поддержка в осуществлении всей деятельности, так что с этой точки зрения никаких проблем не предвидится. Но есть и другой вопрос: деятельность по расследованию происшествий требует наличия высококвалифицированного персонала и серьезной материально-технической базы, которая позволила бы прибывать на место происшествия и производить работу с теми или иными обломками, проводить расшифровку бортовых самописцев и так далее

Для создания нового комитета потребуется время. Больше всего сил уйдет на подготовку квалифицированного персонала во всех странах-участницах. «Качество расследований будет на высоком уровне», — уверен эксперт.

Паралич авиации

МАК отвечает за безопасность полетов в области гражданской авиации в странах СНГ. Членами соглашения являются бывшие республики СССР, за исключением стран Прибалтики и Грузии. Комитет учредили главы правительств в декабре 1991 года. МАК не только расследовал происшествия, но и разрабатывал политику международных воздушных сообщений, отвечал за безопасность авиаперевозок и сертификацию самолетов и аэропортов.

Как сообщил эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров, интересы государства в определенный момент пошли вразрез с деятельностью МАК. У Минтранса и Росавиации были претензии по сертификации, а также выводам комитета относительно причин крушений самолетов. «Они (претензии — прим. ред.) нарастали и после истории с „Трансаэро“ чуть не привели к параличу всей гражданской авиации», — сообщил собеседник «360».

После того как государство отказалось финансировать авиаперевозчика в 2015 году, МАК отозвал сертификаты у всех модификаций Boeing-737. На тот момент половина парка российских авиакомпаний состояла из данных самолетов. Комитет назвал основанием то, что Росавиация не предприняла никаких мер после катастрофы в Казани в 2013 году. Тогда одной из причин аварии признали возможную неисправность высоты руля в Boeing-737. Комитет отозвал письмо, но спустя три дня вновь сообщил о приостановке действия сертификата на Boeing-737 в России.

В 2005 году у МАК забрали часть функций. Согласно постановлению правительства, межгосударственный комитет перестал заниматься сертификацией самолетов. Эти функции были перераспределены между Минтрансом, Минпромторгом и Росавиацией. Решение было принято для «совершенствования государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов».

«Противоречия и разногласия остались. Принято решение сделать следующий шаг и отказаться от услуг этой организации, создав аналогичный орган», — подытожил Гусаров.

Реклама

Реклама