Американцы против «Аэрофлота». Почему перевозчику грозят имиджевые потери после иска в США | 360°

18 января 2019, 13:38

Американцы против «Аэрофлота». Почему перевозчику грозят имиджевые потери после иска в США

Читать 360 в

Семья американцев подала иск против «Аэрофлота» из-за недопуска на рейс. Пострадавшие утверждают, что прибыли к выходу на посадку в последний момент. Но на борт их не пустили — якобы «из-за опоздания». Семья требует 3,6 миллиона долларов — и зовет присоединиться к иску всех, кто когда-либо пострадал от подобных действий российского авиаперевозчика. Между тем на форумах и в соцсетях десятки пассажиров пишут о подобных случаях. «360» разобрался, что будет с «Аэрофлотом», если иск станет коллективным, и как избежать подобных ситуаций.

Призвали к ответу

Граждане США Александр, Светлана и Дмитрий Бандурины планировали лететь из Москвы в Чикаго через Хельсинки, сообщает агентство правовой и судебной информации (РАПСИ). Рейс выполняла компания «Аэрофлот» по соглашению о совместной коммерческой эксплуатации с крупнейшим авиаперевозчиком Финляндии — Finnair. Последнего указали как соответчика.

Пассажиры утверждают, что прибыли в Шереметьево за два часа до вылета, но долго не могли сдать багаж — «не разрешали» — заявлено в иске. Добраться быстро до выхода не получилось еще и потому, что Светлана Бандурина страдает врожденным подвывихом бедра. В итоге у ворот пассажиры оказались впритык — за 18-19 минут до вылета, при том что посадка заканчивается за 20 минут. Семью не пустили на борт, поэтому они опоздали на стыковочный рейс в Чикаго. Бандуриным пришлось приобрести новые билеты стоимостью 2,5 тысячи долларов, а вылететь удалось только через сутки.

Прилетев в США, они обратились в суд штата Иллинойс. Согласно Монреальской конвенции, к которой Россия присоединилась в прошлом году, иск к авиакомпании может подаваться и в стране назначения, поэтому случай с «Аэрофлотом» рассмотрят по законам США. Пассажиры уверены, что российский авиаперевозчик нарушил статью 19 конвенции о задержке рейса и должен выплатить компенсацию.

Расходы, связанные с недопуском на борт Бандурины оценили в 19,5 тысячи долларов. Это стоимость новых билетов и пребывания в Москве. Цифра в 3,6 миллиона долларов объясняется моральными страданиями истцов. Окончательную сумму компенсации семья попросила определить суд.

Оставили без помощи?

Бандурины не смогли добраться до выхода вовремя в том числе из-за трудностей с передвижением одного из членов семьи — Светланы. Она страдает врожденным подвывихом бедра. Это может оказаться ключевым моментом, от которого будет зависеть исход дела, полагают эксперты ClaimCompass, занимающейся помощью в получении компенсации пассажирам.

«Если выяснится, что Бандурины не просили „Аэрофлот“ и его персонал предоставить Светлане Бандуриной необходимую помощь как пассажиру с ограниченной подвижностью, то семья может остаться вообще без компенсации», — заявил юрист компании Дритен Гжонбалаж.

Но если Бандурины обратились в «Аэрофлот» с соответствующей просьбой, то оправдать свое бездействие перевозчику будет трудно, считает немецкий политолог Александр Рар.

Если они смогут доказать, что из-за физических особенностей девушка не дошла, что ей не обеспечили сервис, который обеспечивают фактически последние 10 лет инвалидам в колясках и даже плохо идущим людям на международных рейсах, то у нее появится возможность судиться успешно. Но сумма, конечно, безумная

США — страна в первую очередь комфорта, — соглашается вице-президент Международного комитета защиты прав человека Александр Ионов. А подобные иски к авиакомпаниям — обычное дело на Западе. «Аэрофлоту», скорее всего, грозит крупное разбирательство. По словам Ионова, Бандурины могут рассчитывать на победу. «Однако Штаты — это страна адвокатов. А „Аэрофлот“ — компания небедная», — заявил правозащитник.

В США, если вы заявляете некий сервис, то этот сервис должен соблюдаться… Если люди аргументированно могут подтвердить ущерб, нанесенный «Аэрофлотом» во время пользования его услугами, то они могут рассчитывать на компенсацию, согласно законам страны-резидента, то есть на территории Соединенных Штатов

Удар по «Аэрофлоту»

Дело может кончиться плохо для «Аэрофлота» не только в материальном, но и в репутационном плане. Ситуация с Бандуриными в сумме с политической составляющей, по словам специалистов, может сыграть злую шутку со знаменитым российским авиаперевозчиком и еще больше ухудшить его имидж на Западе. И чем больше таких случаев с клиентами авиакомпании обнаружится, тем хуже для «Аэрофлота». Доктор политических наук из Швейцарии Дэниел Уорнер заявил «360», что компании пора задуматься о восстановлении репутации.

«Аэрофлот» имел очень плохую репутацию после падения Берлинской стены. Недавно компания начала ее восстанавливать, но она нуждается в улучшении сервиса и рекламы

Эксперты не исключают, что прохладные отношения между Россией и США также не помогут «Аэрофлоту», когда суд начнет рассматривать иск, заявил Александр Ионов. США давно оказывают давление на российскую компанию.

«Аэрофлот» хотят исключить из списка авторизованных компаний в США, то есть тем самым ввести против него некую такую санкционную составляющую. Эти обсуждения в течение двух лет идут. Разговоры были вплоть до отзыва летной лицензии», — считает Ионов.

Финский правозащитник, доцент Хельсинкского университета и доктор общественно-политических наук Йохан Бекман также уверен, что свою роль играет политика. По его мнению, речь может идти о попытке дискредитировать «Аэрофлот» как известную российскую авиакомпанию.

Это попытка организовать международную информационную кампанию против «Аэрофлота». К сожалению, подобные кампании сейчас происходят везде против России, есть санкционные списки и так далее

«Аэрофлот» также назвал иск попыткой давления на компанию. Об этом заявил заместитель гендиректора авиакомпании Владимир Александров. По его мнению, семья из США хочет с помощью средств массовой информации заключить мировое соглашение на выгодных для себя условиях. Перевозчик планирует защищать свои интересы.

Что скажет суд

Правила возмещения ущерба, вызванного задержкой воздушного транспорта, определяет Монреальская конвенция 1999 года. Согласно документу, максимальная компенсация составляет чуть более 6,5 тысячи долларов на пассажира. Об этом «360» рассказали юристы компании ClaimCompass.

В самом лучшем случае Бандурины смогут получить 19,6 тысячи долларов на всех, это произойдет, только если пострадавшие смогут доказать в суде, что задержка рейса привела именно к такому размеру ущерба

Собеседник «360» выразил сомнение, что истцам удастся объяснить причастность «Аэрофлота» к возникновению этой ситуации. «Кажется, что из всех пассажиров рейса опоздали одни Бандурины», — заявил Гжонбалаж. Кроме того, согласно конвенции, задержка, вызванная проверками безопасности, освобождает авиакомпанию от ответственности за опоздание пассажиров. Также перевозчик не несет ответственности за убытки, причиненные задержкой, если окажется, что компания и ее персонал приняли все возможные меры, чтобы их избежать. Доказать, что «Аэрофлот» ничего не сделал, может быть сложно. Кроме того, необходимо точно понять, чем была вызвана задержка на досмотре.

Опоздавшие на рейс американцы просят других граждан США, когда-либо пострадавших от подобных действий «Аэрофлота», присоединиться к ним. Таким образом иск станет коллективным и в этом случае может сильно ударить по перевозчику. Пока этого не произошло, рассчитывать на выплату всей суммы в 3,8 миллиона долларов у Бандуриных шансов немного, считают в ClaimCompass.

«Правило 20 минут»

Случай с Бандуриными не единственный в своем роде. Судя по многочисленным отзывам пассажиров «Аэрофлота» в соцсетях, подобные инциденты происходят регулярно. По мнению пользователей сайта Forumavia.ru, виной всему новое правило авиаперевозчика: посадка завершается за 20 минут до вылета.

Один из пользователей Forumavia.ru под ником xplane, представившийся сотрудником авиакомпании, утверждает, что уже минимум полгода выход на посадку закрывают строго за 20 минут до вылета — и никаких поблажек, как раньше, опоздавшие не получают. Особенно сильно это задевает транзитных пассажиров — их судьба полностью зависит от того, вовремя или нет прибудет их первый рейс. Если самолет опаздывает — люди обречены.

Обычно авиакомпании ждут таких опоздавших не по своей вине транзитников, указывают пользователи, или проводят их вне очереди на досмотре. Но не «Аэрофлот».

Пользователь с ником FlightObserver 25 декабря 2018 года путешествовал «Аэрофлотом» из Брюсселя в Санкт-Петербург с пересадкой в Шереметьево. Самолет прибыл с опозданием, после этого была длинная очередь на паспортном контроле и досмотре ручной клади. Итог — пассажир не успел на стыковочный рейс в Петербург.

Человек обратился в отделение транзита «Аэрофлота». Там переоформить билет отказались и предложили пассажиру добираться за свой счет. По словам пострадавшегоr, в подобном положении были десятки других людей.

Это не частный случай, а система. Таких, как я, было несколько десятков, с той же проблемой, но на других рейсах, в эту самую ночь и в этом отдельно взятом терминале B. Все с «Аэрофлотом». В справочном бюро сказали, что такой цирк у них каждый день

Рейсы с пересадкой в московских аэропортах превратились в «чистую лотерею», заявил другой пользователь. Особенно при необходимости получения багажа и прохождения таможни: «Очереди на паспортном контроле — частое явление, легко потерять на этом минут 20 и даже больше», — отметил пассажир.

Реклама

Реклама