• 17 июня 2019, 15:51

    Алкоголь уходит в онлайн. Когда россияне смогут легально купить спиртное через интернет

    Легально купить алкоголь в Сети россияне смогут уже в следующем году. За новые правила игры на рынке спиртного выступает Минфин, который планирует сначала снять ограничения только для производителей и оптовых продавцов тихих и игристых вин. Но с 2021 года ведомство собирается отменить запрет на продажу через интернет-магазины пива, сидра и медовухи. Как послабление в законодательстве повлияет на стоимость горячительного, разбирался «360».
    Алкоголь уходит в онлайн. Когда россияне смогут легально купить спиртное через интернет

    Министерство финансов вновь выступает за снижение нагрузки на алкогольный бизнес. В этот раз сотрудники ведомства предлагают разрешить торговлю спиртным в интернет-магазинах. В частности, проводить реформу власти собираются в два этапа, рассказали «Российской газете» в пресс-службе Минфина. В первом периоде, который продлится с 1 января 2020 года по 1 января 2021-го, продавать в Сети можно будет только тихие и игристые вина с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП).

    Если этот этап пройдет успешно, то с 2021 года торговать в интернете разрешат сельскохозяйственным компаниям-производителям вина, а также изготовителям пива и пивных напитков, сидра, медовухи и пуаре. Вдобавок ограничения снимут с оптовых корпораций, которые занимаются реализацией подобной продукции. При этом торговые сети по-прежнему не смогут продавать алкоголь в Сети.

    Для россиян покупка спиртного через интернет будет мало чем отличаться от стандартного онлайн-шопинга. Оплата товара будет производиться при его получении — после проверки документов. В свою очередь, компании должны будут подать заявку на включение в специальный реестр, который будет курировать Росалкогольрегулирование (РАР), и зарегистрироваться в доменной зоне egais.ru.

    Выход на рынок онлайн-торговли легальных игроков позволит снизить число контрафакта, уверен руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его словам, в Сети около 80% нелегального спиртного, которое может спровоцировать отравление. «При этом страдают от фальсификата и благополучные граждане, которые покупают импортный дорогой алкоголь через интернет. Новые меры позволят сократить число отравлений и вывести теневой рынок из сегмента», — говорит собеседник «360».

    Покупка в один клик

    Алкоголь уходит в онлайн. Когда россияне смогут легально купить спиртное через интернет | Изображение 1
    Источник фото: Pixabay

    Продавать спиртные напитки через интернет запретили еще в 2007 году. Опасаясь отсутствия регулирования на просторах Сети и роста фальсификата, власти решили оставить продажу спиртного только в офлайн-точках. С этого момента заказать алкоголь в интернете с доставкой официально нельзя, но продавцы быстро нашли выход. Так, спиртное может быть предложено в качестве подарка к заказу на определенную сумму или его могут привезти потребителю при покупке табачных аксессуаров. Этот способ особенно популярен у россиян, так как если гражданин совершил заказ ночью, то продавец страхует себя еще и от наказания за продажу алкоголя ночное время.

    В итоге в 2017 году онлайн-продажи горячительного выросли на 42%. По данным исследования Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), тогда россияне купили в Сети почти 1,4 миллиона литров алкоголя. Чаще всего граждане приобретали виски и коньяк (38%), водку, текилу и граппу (31%), тихие и игристые вина (22%). Примечательно, что основными клиентами сервиса выступают женщины, которые заказывают алкоголь для своих руководителей.

    Несмотря на рост объемов продаж в этом сегменте, выручка полностью уходит в теневой рынок, отметил в разговоре с «360» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. По его словам, ежемесячно поисковые системы фиксируют около 300 запросов от пользователей на тему покупок алкоголя в Сети. «До 90% теневого рынка в случае принятия предложения Минфина уйдет в легальное поле. Сейчас рынок нелегальных продаж в Сети, по разным оценкам, составляет от 1,7 до 10 миллиардов рублей. При этом 70% приходится на крепкий алкоголь, а только 30% — на слабоалкогольные напитки», — подчеркнул собеседник «360».

    Если добросовестным продавцам разрешат выставляться в интернете, то стоимость алкоголя может даже снизиться, добавляет Артем Соколов. «В онлайн-торговле присутствует острая конкуренция: покупатель может за пару кликов сравнить цены и выбрать самый выгодный вариант. В итоге выход в Сеть легальных продавцов только сыграет на руку потребителям: они получат качественный продукт с доставкой по оптимальной стоимости», — отмечает эксперт.

    Опьянение в Сети

    Алкоголь уходит в онлайн. Когда россияне смогут легально купить спиртное через интернет | Изображение 2
    Источник фото: Pixabay

    Впрочем, последние данные ВЦИОМ показали, что в России доля непьющих россиян постепенно снижается: за пятилетие она упала с 40 до 33%. Согласно данным Росстата, за это время в стране стало больше тех, кто выпивает один-два раза в месяц: их доля выросла с 24 до 32%.

    По оценкам ЦИФРРА, в прошлом году каждый россиянин употребил 14,3 литра алкоголя, что на 8% больше выпитого в 2017-м. При этом больше всего алкоголя за год пьют россияне из Ненецкого автономного округа, Сахалинской, Магаданской и Московской областей, а также Карелии. Самыми трезвыми регионами были признаны республики Северного Кавказа: Чечня, Ингушетия и Дагестан.

    Опрошенные «360» аналитики связывают столь негативную динамику с фиксацией стоимости акцизов. В период с 2018 по 2019 год власти ее заморозили, и сейчас стоимость акцизной марки на алкоголь крепостью более 9% составляет 523 рубля за литр. А значительная часть выпитого традиционно приходится на водку, что негативно отражается на здоровье россиян.

    Между тем снятие запрета на торговлю в Сети вряд ли приведет к массовой алкоголизации населения, считает Вадим Дробиз. «В интернете будут продавать вино и часть слабоалкогольных напитков. По сути, это узкий премиальный сегмент, не рассчитанный на массового потребителя. При этом стоит учитывать, что за доставку алкоголя все равно придется заплатить и в итоге его стоимость будет такой же, как и в офлайн-точке», — заключил собеседник «360».