06 сентября 2018, 15:41

«Альбатрос» возвращается на охоту. Россия возродит производство крупнейшего самолета‐амфибии

Читать 360tv в

Объединенная авиастроительная корпорация планирует возобновить производство самого большого в мире самолета-амфибии А-40 «Альбатрос». НАТО собирался закупить его в 90-х, а сейчас может столкнуться с судном как противником.

Охотник за кораблями и подлодками

Разработка амфибии А-40 началась еще в 1972 году на Таганрогском машиностроительном заводе (сегодня Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева). Планировалось, что он заменит «Чайку» — самолет-амфибию Бе-12.

Однако армейская верхушка настороженно относилась к гидроавиации. Военно-морской флот ратовал за разработку самолетов-амфибий, но в авиации считали, что для противолодочной борьбы, поиска и спасения на море достаточно обычных самолетов и вертолетов.

Чтобы продвинуть проект, главный конструктор Таганрогского машиностроительного завода поставил задачу: разработка амфибии не должна уступать сухопутным аналогам, а судно должно взлетать с поверхности воды. Одобрение на создание нового самолета дал главнокомандующий ВМФ адмирал флота Сергей Горшков.

Основными задачами, для которых разрабатывали А-40, стали слежение и последующее уничтожение вражеских подводных лодок, установка минных заграждений и специальных аппаратов гидроакустического противодействия. Кроме того, самолет могли привлекать для разведки, а также для поражения надводных целей.

Как рассказал «360» военный эксперт Алексей Леонков, всего самолет мог нести до шести с половиной тонн различного вооружения: гидроакустические буи, глубинные бомбы, противолодочные торпеды. «Это был такой охотник за кораблями и подводными лодками», — пояснил он.

После испытаний А-40 впервые представили публике в 1989 году на авиационном празднике в Тушине. Его заявили в качестве поисково-спасательного самолета. Однако иностранные специалисты сразу заметили, что речь идет о новом морском военном самолете.

В 1991 году А-40 представили на Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. Он стал сенсацией — аналогов в мире просто еще не было. Тогда же новинкой заинтересовались в странах НАТО, но дальше намерений договориться о закупках дело не пошло.

После развала Советского Союза финансирование разработок А-40 прекратили. Всего выпустили два образца, а производство решили заморозить. Однако на заводе рассматривали разные варианты возвращения амфибии, но уже в гражданских модификациях. В частности, его предлагали использовать как самолет для спасателей. Для этого А-40 уменьшили в несколько раз, что привело к созданию самолета Бе-200.

Морской аргумент

На сегодняшний день конкуренцию А-40 по патрулированию морских границ составляет самолет Ту-142. Но его главным недостатком перед советской моделью является зависимость от взлетно-посадочной полосы. Тогда как А-40 способен взлетать прямо из акватории.

Алексей Леонков отметил, что «Альбатрос» мог бы дополнить уже существующий комплекс Ту-142. «Мы не везде можем построить взлетно-посадочные полосы для базирования Ту-142. Но создать береговую структуру, где самолет А-40 мог бы базироваться, или несколько небольших бухточек вполне возможно. Вероятный противник тогда задумается, а нет ли в том месте, куда он собирается высадить свой десант, таких самолетов», — подчеркнул он.

Военный эксперт пояснил, что интерес к А-40 возник в связи с растущей угрозой со стороны вероятных противников, которые входят в блок НАТО. Этот самолет-амфибия стал бы одним из самых важных аргументов морской обороны дальневосточных границ. По его словам, в этой акватории действует самая боеспособная ударная группа. Поэтому подобный самолет просто необходим.

«Скорее всего, он будет оснащен новыми видами вооружений, не теми, которые были предусмотрены в 80-е годы прошлого века, а современными противокорабельными и противолодочными комплексами, что делает его серьезным противником кораблям и подводным лодкам», — пояснил эксперт.

На самом деле это не первая попытка вернуть самолет А-40. В 2016 году начальник морской авиации Черноморского флота полковник Геннадий Загонов заявлял, что к 2020 году действующие Бе-12 заменят на самолеты-амфибии А-40.

Годом ранее руководитель дирекции программ военной авиации ОАК Владимир Михайлов также анонсировал скорое возвращение А-40 в армию России. Он отмечал, что необходимость в нем возникла в связи с обострением обстановки. При этом все старое оборудование заменят на современное.

Реклама

Реклама