Акции Boeing упали из‐за катастрофы в Африке. Но компания может этого не заметить | 360°

12 марта 2019, 00:19

Акции Boeing упали из‐за катастрофы в Африке. Но компания может этого не заметить

Читать 360 в

Вторая за последние полгода катастрофа пассажирского самолета Boeing 737 Max 8 вызвала сильнейшее падение акций его производителя. На Нью-Йоркской фондовой бирже бумаги подешевели на 11%. В прошлый раз нечто похожее произошло после терактов 11 сентября 2001 года. Кроме того, в Китае, Индонезии и Эфиопии на фоне трагедии временно запретили использование этого типа воздушных судов.

Авиалайнер компании Ethiopian Airlines, выполнявший рейс из Аддис-Абебы в Найроби, разбился 10 марта, спустя 10 минут после вылета. Пилот сообщил о технических неполадках сразу и запросил разрешение на посадку, но приземлиться не успел. Погибли 149 пассажиров и восемь членов экипажа. Катастрофа, как считается, была вызвана недостоверными показаниями датчика углов атаки. В октябре 2018 года у западного побережья острова Ява потерпел крушение Boeing 737 Max 8 авиакомпании Lion Air. Тогда борт рухнул через 13 минут после взлета, погибли 189 человек.

Система призвана помогать, но не делает этого

Заслуженный пилот Российской Федерации Юрий Сытник объяснил «360», что проблема Boeing 737 Max связана с углами предельных склонений по самолету. Срыв лайнера наступает на современных моделях при 23-25 градусах по углу между набегающим потоком и центральной осью воздушного судна. Этот показатель называется углом «альфа», который растет при резком наборе высоты. И если летчик сильно задирает нос, то автоматика предотвращает срыв в штопор и потерю скорости самостоятельно без участия пилота — отдается команда управляющей поверхности руля высоты, и самолет начинает пикировать.

«Почему-то на этой модели просчет программного обеспечения или, может быть, ошибка в цифры вкралась», — считает Сытник.

Когда такой сигнал поступает от датчика, самолет переходит в снижение и после 30-35 градусов на пикирование у Boeing уже не хватает рулей, чтобы вернуть борт в нормальный горизонтальный полет, добавил пилот.

«Это конструктивно так сделано. Но сама система предназначена для предотвращения срыва самолета в штопор. Она помогает летчикам», — пояснил Сытник.

Но в данном случае система не только помогает, но и переводит самолет на снижение для разгона. А дальше пилоты не могут ее отключить, поскольку такая возможность просто не предусмотрена. Воздушное судно из-за этого входит в глубокую спираль и разбивается.

Падение акций не повлияет на Boeing

Экономист и транспортный аналитик Дмитрий Адамидов считает, что падение акций в основном произошло из-за запрета полетов Boeing 737 Max китайскими властями. КНР является основным перспективным рынком для этих самолетов, и решение страны породило волны нервной реакции. «Если бы в Китае не остановили полеты, в России бы остановили, я думаю, никто бы не почесался», — отметил он.

При этом эксперт уверен, что ситуация выправится, если не последует новых катастроф и не будет выявлено критических конструктивных недоработок в самолетах компании. Понятно, что разбилась новая модель, оснащенная системой, которая нештатно сработала. На проверку потребуется какое-то время. Но Boeing спокойно переживет сложившуюся ситуацию, хотя репутационных потерь избежать не удастся. «Я думаю, что это не то событие, которое могло как-то существенно обрушить акции или поставить компанию на грань банкротства», — считает Адамидов.

Когда появятся новости о благополучном решении проблемы, если они будут, все вернется на круги своя, считает эксперт. Пока падение акций на бирже принесет убытки только инвесторам. «Компании все равно. Вы купили акции авиакомпании по какой-то цене, а то, что они у вас упали, это ваши убытки», — отметил Адамидов.

Он признал, что падение акций уменьшило капитализацию Boeing. Это не очень хорошо с точки зрения имиджа и бонусов менеджменту, но при оперативной реакции и быстром устранении недостатков компания потерь даже не заметит. Если будут отзывать самолеты, то, конечно, возникнут затраты. Но в этом случае важно, что конкретно будут в них менять и насколько быстро удастся это сделать.

«Сначала несут убытки авиакомпании, но если производитель должен будет отремонтировать все машины или как-то переделать, как делал Volkswagen с „дизельгейтом“, то все зависит от объема ремонта. Если заменить одну детальку на тысячу долларов, то такие убытки и понесет. А если надо половину самолета перебрать, то тогда это будет действительно вопрос интересный. Но пока рано об этом говорить», — заключил Адамидов.

Реклама

Реклама