15 августа 2018, 20:03

«Республиканский кризис»: скандал в Republic как зеркало российской сетевой журналистики

Читать 360tv в

Финансовый кризис, сокращения и новая «система эффективности сотрудников» — издание Republic явно переживает не лучшие времена. Виноваты сами журналисты, инвестор Александр Винокуров или речь идет об отмирании целого направления медиа? Попытаемся разобраться.

Сначала факты. Издание Republic хорошо известно поклонникам медиапроектов бизнесмена и инвестора Александра Винокурова. Почти девять лет оно существовало под брендом «Слон», но в ноябре 2016 года полностью сменило название и концепцию. Сейчас оно работает на основе платной модели — материалы в полном объеме доступны только подписчикам.

Реклама

Недавно Винокуров написал руководству Republic письмо, в котором объявил о финансовом кризисе, предложил сократить зарплаты и начать оценивать эффективность журналистов. О письме стало известно из статьи латвийского издания «Медуза», получившего его по своим каналам. Из этого же источника можно узнать, что часть сотрудников не захотела играть по таким правилам и уволилась.

Оказывается, в издании есть хитрая система принуждения к сотрудничеству: часть зарплаты формально является премией и может быть не выплачена. Причем журналисты были уверены в обратном, но оказывается, их обманули вредители. Вернее, извините, целый отдел кадров, который «мог ввести их в заблуждение», и с 1 августа, видимо, в полном составе сокращен. Звучит абсурдно, но «Медуза» ссылается на неназванного сотрудника Republic, который лично общался с Винокуровым.

В отечественном медиабизнесе случалось разное, но чтобы целый отдел кадров долгое время «вводил в заблуждение» всех остальных работников — это что-то новое. И пусть сейчас участники истории пытаются сделать хорошую мину при плохой игре, рассказывая, что все налаживается и проблемы были связаны с плохой работой отдельных сотрудников, мы, скорее всего, еще узнаем немало подробностей о внутренней кухне издания. Один знакомый с ней человек уже высказал свое мнение.

«Лично меня увольняли совершенно адски», — пишет бывший заместитель главного редактора Republic Роман Федосеев. В своем посте он подробно рассказывает об опыте столкновения с инвестором и добавляет, что нежелание выносить сор из избы крайне вредно — о происходящей несправедливости надо рассказывать много.

Впрочем, ситуацию в бывшем «Слоне» нельзя рассматривать вне контекста, а именно: трансформации всего отечественного медийного поля и отмирания старых форматов.

Смерть старых медиа

Когда-то давно в России было несколько больших медиахолдингов, огромное количество специализированной прессы, а между ними пустота.

В конце нулевых-начале десятых ее пришли заполнить молодые и амбициозные. Это было время расцвета интернета и его российского сегмента — казалось, достаточно завести сайт, собрать несколько умеющих интересно писать человек, и получится издание покруче таймсов, гардианов и прочих нью-йоркеров. Всего за несколько лет на поляне выросла целая серия самобытных изданий. Кто-то задержался на рынке ненадолго, кому-то удалось создать прочную репутацию.

В конце десятых кризис онлайн-СМИ этой волны стал заметен невооруженным взглядом. Оказалось, чтобы содержать современный сайт и постоянно наполнять его качественным контентом, нужны большие ресурсы. Везде в мире самоокупаемость печатных и сетевых изданий давно зависит не от рекламы, а от платной подписки и других форм прямой поддержки от читателей.

Пионером направления был Republic. Удалось ли ему в полной мере реализовать эту модель? Бывшие и нынешние сотрудники хвалятся доходами проекта, но, положа руку на сердце, они довольно скромны — в открытых источниках звучала цифра в 4,5 миллиона рублей ежемесячно.

Винокуров вроде бы жестко обошелся с сотрудниками, да и желание оценивать эффективность людей по каким-то параметрам звучит словно сюжет нового фильма про мрачное будущее. Но был ли у него выход? Небольшие доходы приводят к большим спорам. Скандалы, связанные с финансированием интернет-изданий, последнее время стали обыденностью — достаточно вспомнить публичные разборки основателей The Bell.

Похоже, время медийных проектов, во всем, кроме размера копирующих большие холдинги, заканчивается. Снизу их поджимают авторы YouTube- и Telegram-каналов, а также ведущие крупных пабликов «ВКонтакте». Вовсе не цензура, давление или другие внешние факторы — сам рынок диктует новые правила, в которых людям интересней не формально профессиональная подача, а мнение такого же, как они, человека, грамотно и красиво оформленное.

Пусть этот прогноз останется на совести автора, но в ближайшие несколько лет стоит ждать дальнейший «медиапад» и исчезновение когда-то ярких звезд сетевой журналистики. Вместо них будут крупные проекты, поставляющие эксклюзивные новости, мнения и репортажи, а на другом конце спектра — целая россыпь авторов и коллективов из соцсетей, производящих контент, в том числе поглощая и анализируя материалы «больших коллег».

Реклама

Реклама