29 апреля 2019, 19:43

Аэропорты требуют расплаты. Почему за обслуживание полетов силовиков заплатят пассажиры

Читать 360tv в

Государство перестало в полном объеме покрывать расходы аэропортов на обслуживание бортов силовых ведомств. Задолженность перед наземными операторами за последние три года превысила миллиард рублей, отмечают участники рынка. Возросшие издержки воздушные гавани вынуждены будут переложить на гражданскую авиацию, что в итоге приведет к росту тарифов для пассажиров, прогнозируют опрошенные «360» эксперты.

С начала этого года российские аэропорты подали в Росавиацию заявки на 797,85 миллиона рублей по компенсации расходов, связанных с обслуживанием воздушных судов силовых ведомств, сообщает «Коммерсант». Чтобы погасить задолженность, авиационное ведомство уже обратилось за помощью в Министерство финансов, ответственное за покрытие издержек.

Реклама

Минфин выделил аэропортам чуть более 250 миллионов рублей в этом году, но эта сумма не в состоянии покрыть хотя бы часть расходов операторов, рассказали «360» в Международной ассоциации аэропортов (МАА). По данным организации, обслуживание самолетов силовых служб обходится аэропортам как минимум в 500-600 миллионов рублей ежегодно. «Но Росавиация выделяет операторам лишь половину от необходимой суммы. В итоге в период с 2015 по 2018 год аэродромы недополучили из бюджета порядка 1—1,5 миллиарда рублей. Это существенная сумма для отрасли. Страдают как крупные, так и небольшие региональные аэропорты, которые в периоды природных катаклизмов массово принимают госборта», — подчеркнул и исполнительный директор МАА Сергей Никотин.

Причем долг копится во многом из-за того, что государство все меньше выделяет субсидий на покрытие затрат. Если в 2016 году они составили чуть более 315 миллионов рублей, то в 2017 году — уже 266,7 миллиона рублей, а в 2018-м — всего 253 миллиона рублей, подсчитали в МАА. «Плюс еще, если в федеральном бюджете не хватает средств на оплату услуг, то Росавиация может отказать в выплате аэропортам и те вынуждены искать другие способы возврата долгов», — добавил Никотин.

Нередко аэропорты обращаются в суд, пытаясь взыскать положенные средства за оказанные услуги. Так, летом прошлого года в Арбитражный суд города Москвы обратилось руководство аэропорта Краснодар с иском в отношении Росавиации. Ведомство отказалось от выплат субсидий за обслуживание самолетов силовых ведомств в 2017 году, ссылаясь на нехватку средств. В итоге после годового судебного разбирательства суд встал на сторону аэропорта. Похожий иск в феврале этого года уже подала международная авиагавань Шереметьево с требованием компенсации в размере 20,6 миллиона рублей. Иск пока находится на рассмотрении.

«360» отправил запрос в Росавиацию с просьбой прокомментировать ситуацию, но ответ на момент публикации материала редакции получить не удалось.

Инфраструктурный вопрос

Согласно постановлению правительства, самолеты государственной авиации освобождаются от уплаты счета за обслуживание в российских аэропортах. Под льготы попадают все борта Минобороны, Федеральной службы охраны (ФСО), МВД, МЧС, Росгвардии и ФСБ. По закону аэропорты сначала обслуживают самолеты за свой счет, а затем из федерального бюджета выделяются субсидии, которые покрывают издержки.

При этом государство возмещает аэропортам траты только на базовые услуги, заметил Сергей Никотин. Туда входят временная стоянка борта на аэродроме, взлет и посадка лайнера, заправка топливом и его хранение на складах, а также техническое обслуживание самолета и траты на авиационную безопасность. «Стоимость всех услуг рассчитывает каждый аэропорт индивидуально, основываясь на соответствующем приказе Минтранса, а обоснованность тарифов затем проверяет ФАС. Обычно эти средства идут на восстановление и модернизацию инфраструктуры аэродрома, но отсутствие финансирования негативно сказывается на состоянии воздушных гаваней», — заметил собеседник «360».

В качестве примера он привел международный аэропорт Сочи. По данным организации, за три года местный оператор не получил от Росавиации порядка 100 миллионов рублей. Эти средства планировалось потратить на расширение аэропортовой инфраструктуры, но планы так и остались на бумаге из-за нехватки финансирования.

Издержки на потребителях

В текущей ситуации аэропортам не остается другого выхода, кроме как переложить часть расходов на пассажиров, сходятся во мнении опрошенные «360» участники рынка. Этой зимой из-за высоких цен на керосин билеты по многим популярным у россиян направлениям и так заметно подорожали. В среднем тарифы по стране выросли на 7%, а по не которым внутренним маршрутам цены подскочили на 20%. И в летнее время билеты рискуют еще подорожать примерно на 5%, прогнозируют эксперты.

«Не исключено, что аэродромы, не получившие оплату за государственные борта, начнут покрывать издержки за счет гражданской авиации. Например, они могут поднять стоимость обслуживая для коммерческих авиакомпаний. Те, в свою очередь, начнут включать возросшие издержки в стоимость билета», — отметил в разговоре с «360» независимый транспортный аналитик Дмитрий Адамидов.

С коллегой солидарен главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, отрасль и так находится в кризисе, а хроническое недофинансирование аэропортов может не оставить операторам выбора. «В итоге это ударит по кошельку потребителя и цены на билеты как по внутренним, так и по международным направлениям рискуют подорожать. Надо же отрасли выходить из убытков», — считает собеседник «360».

По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), за первое полугодие 2018 года убыток российских авиалиний составил 40,2 миллиарда рублей, что более чем вдвое превышает результат того же периода 2017 года. Причем отрасль не смогла выйти в плюс как по внутренним (37,1 миллиарда рублей убытка), так и по международным перевозкам (2,9 миллиарда рублей).

Реклама

Реклама