06 марта 2019, 00:15

«Аэрофлот» отчитался о падении прибыли в четыре раза. Стоит ли ждать выхода из финансовой турбулентности?

Читать 360tv в

Группа «Аэрофлот» по итогам прошлого года снизила свою чистую прибыль в четыре раза, но при этом показала рост выручки. Как сообщила пресс-служба перевозчика в консолидированной финансовой отчетности, основной причиной сокращения прибыли стали повышенные цены на керосин. «360» пообщался с экспертами, которые дали собственные прогнозы по дальнейшим шагам компании для выхода из такой финансовой ситуации, а также о том, стоит ли акционерам рассчитывать на приличные дивиденды.

Деньги на бочку керосина

Чистая прибыль группы «Аэрофлот» в прошлом году составила 5,7 миллиарда рублей, что в четыре раза меньше, чем в 2017-м, когда этот показатель составил 23 миллиарда рублей. При этом выручка перевозчика увеличилась на 14,8% — с 532,9 миллиарда рублей до 611,5 миллиарда.

Реклама

Однако если брать в расчет только перевозку людей и грузов, то компания заработала 552,8 миллиарда рублей, потратив при этом на операционные расходы 591,9 миллиарда рублей. То есть по перевозкам компания сработала в минус.

Получить чистую прибыль группа «Аэрофлот» смогла по статье «Прочая выручка» с показателем 58,4 миллиарда рублей.

Такое падение чистой прибыли в компании объяснили ростом цен на керосин при увеличении общего объема перевозок и налета часов, а также падением курса рубля.

Действительно, в прошлом году группа «Аэрофлот» перевезла 55,7 миллиона пассажиров, что на 11,1% больше, чем годом ранее.

Как пояснил заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот» Андрей Чиханин, рост стоимости керосина по группе «Аэрофлот» составил 36%, что привело к дополнительным расходам компании в 48 миллиардов рублей.

Это стало самой большой статьей расходов.

Кроме того, существенное давление на выручку оказал курс рубля. Так как почти половину своих затрат компания осуществляет в валюте, это стало серьезным испытанием для нее. В итоге чистая прибыль составила всего 5,7 миллиарда рублей.

В своем отчете группа «Аэрофлот» рассказала о запуске программы оптимизации, главными целями которой стали снижение расходов и активное управление доходами. Однако это привело к тому, что удельные операционные расходы увеличились на 9,2%, а рост удельной пассажирской выручки оказался почти в два раза ниже — 4,9%.

Вознаграждение топ-менеджеров группы «Аэрофлот» в прошлом году сократили на треть, до 1,55 миллиарда рублей. Это сумма до вычета налогов, но со взносами во внебюджетные фонды. Такие данные привел «Интерфакс» со ссылкой на отчетность перевозчика. Эти средства распределили между членами совета директоров и правления, руководства летного и наземного состава, которые занимаются вопросами руководства и планирования группы.

В указанную сумму включили зарплату, премии и прочие компенсации. Стало ли это сокращение ответом на падение чистой прибыли, агентство не уточнило. На запрос «360» пресс-служба ПАО «Аэрофлот» не ответила.

Опасное положение

Состояние крупнейшего российского перевозчика вызывает опасение, особенно после публикации данных о падении чистого дохода. Таким мнением с «360» поделился независимый экономический эксперт Антон Шабанов.

«Прибыли у компании падают. И падают уже достаточно в большом промежутке времени. Если бы не поддержка со стороны государства, то, у компании могли бы быть проблемы в том числе и с операционной деятельностью», — заявил он.

На вопрос о том, как, по его мнению, будет действовать руководство группы, эксперт отметил, что главными задачами на этот год станут попытки больше зарабатывать и меньше тратить.

«Больше зарабатывать — это в том числе просить какие-то финансовые интервенции у своего основного акционера, то есть у правительства Российской Федерации. С другой стороны — пытаться как можно меньше тратить, то есть говорить с правительством о регулировании цен на тарифы или повышении стоимости билетов, чтобы окупать затраты на керосин, которые сейчас несет авиаперевозчик», — пояснил он свою мысль.

По его словам, движение может идти по обоим направлениям. А успех будет зависеть от мастерства переговоров.

Основным акционером группы «Аэрофлот» является Росимущество (51,17%).

Заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников назвал авиаперевозки низкомаржинальной отраслью. Он пояснил, что большой прибыли от этого вида бизнеса ждать не стоит, тем более тогда, когда происходит рост стоимости керосина.

«У „Аэрофлота“ еще временный фактор. Когда „Трансаэро“ обанкротилось, то „Аэрофлот“ забрал самые выгодные направления себе. Сейчас таких факторов нет, которые могли бы поддержать результат операционной деятельности авиакомпании, поэтому мы видим снижение», — отметил он и подчеркнул, что, несмотря на свое положение, компания показала нормальную заполняемость самолетов и рост перевозок.

Ожидания акционеров

Все эксперты сошлись во мнении, что дивиденды в этом году акционеры компании или получат в очень урезанной доле или не получат вовсе.

«„Аэрофлот“ никогда не платил щедрые дивиденды. Это, возможно, такие частичные выплаты, прежде всего связанные с тем, что государство приняло закон, что часть прибыли обязательно направляется на выплату дивидендов. Вот о каких-то таких минимальных объемах говорить можно. Но сказать, что это будут полноценные дивиденды с хорошей доходностью на акцию, то нет», — заявил Антон Шабанов.

При этом он спрогнозировал, что с акциями группы ничего не произойдет. По его мнению, о слабой будущей финансовой отчетности «Аэрофлота» рынок знал заранее и уже заложил цену в стоимость. Сейчас все ждут каких-то шагов от топ-менеджмента, который должен рассказать, как он намерен бороться со сложившейся ситуацией.

«Дивиденды будут, просто они будут несколько урезаны. Инвесторы, которые покупали акции „Аэрофлота“, не рассчитывали на такие плохие результаты. Поэтому котировки упали, но дивиденды будут», — уверенно заявил Андрей Верников.

Он отметил, что возможными шагами руководства по стабилизации финансовой ситуации в «Аэрофлоте» станет влияние на нефтяной рынок через правительство, ради снижения стоимости керосина.

«У „Аэрофлота“ большие лоббистские возможности и в случае дальнейшего роста стоимости керосина он будет их использовать для того, чтобы ограничить возможности этого повышения», — пояснил он.

Падение акций «Аэрофлота» до 80 рублей предсказал аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский. Финансовую отчетность группы «Аэрофлот» он оценил как «хуже всяких ожиданий».

«Акции будут падать. Они падали и до этого. На инсайдерских продажах в том числе. Потому что люди знали, какие там плачевные дела. Ну и после выхода отчета акции завалились и будут лететь дальше к 80 рублям», — отметил он.

По данным Московской биржи на 5 марта, акции ПАО «Аэрофлот» опустились на 2,16% и закончили торговаться на уровне 96,26 рубля.

Как сообщила в беседе с «Интерфаксом» эксперт по фондовому рынку компании «БКС брокер» Анастасия Попова, причиной падения ценных бумаг «Аэрофлота» стала слабая годовая отчетность, а значит, инвесторам не стоит рассчитывать на высокий доход.

«Если группа „Аэрофлот“, как госкомпания, направит на дивиденды 50% прибыли по отчетности, то выплаты составят около 2,57 рубля на акцию», — отметила она.

Фаза нестабильности

«Аэрофлот» — национальный российский перевозчик, и страна без него не сможет. Но сейчас дела у компании плохи. Такое мнение высказал аналитик Дмитрий Голубовский.

Он пояснил, что сейчас компания столкнулась не с финансовым кризисом, а с фазой нестабильности с точки зрения корпоративного управления.

«В перспективе компанию начнет трясти. Начнутся разборки. Начнут выяснять, а почему все так там управляется, что так все получилось. Будет выяснять государство, что там произошло. Начнутся перестановки в руководстве наверняка», — отметил он и пояснил, что сейчас акции «Аэрофлота» покупать не стоит. «Надо подождать подешевле», — подытожил он.

Реклама

Реклама