593 дня несвободы. Что Кирилл Серебренников успел сделать за время домашнего ареста | 360°

09 апреля 2019, 00:01

593 дня несвободы. Что Кирилл Серебренников успел сделать за время домашнего ареста

Читать 360 в

Глава «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников провел под домашним арестом долгие 593 дня. С момента задержания он стал едва ли не самым знаменитым и востребованным российским режиссером.

В четырех стенах

Режиссера Кирилла Серебренникова задержали 22 августа 2017 года в Санкт-Петербурге по подозрению в многомиллионных хищениях бюджетных средств. По версии следствия, режиссер с пятью пособниками украли 133 миллиона рублей из бюджета, который государство выделило на проект развития современного искусства «Платформа».

Уже на следующий день, 23 августа, режиссера заключили под домашний арест, который в итоге продлился почти два года. За это время в жизни главы «Гоголь-центра» произошло многое. Серебренников потерял мать — 83-летняя Ирина Литвин скончалась в феврале 2018 года. Суд разрешил арестованному приехать на похороны.

Адвокат Кирилла Серебренникова Дмитрий Харитонов рассказывал в интервью «Би-би-си» о распорядке дня режиссера. Все время ареста, признавался правозащитник, Серебренников много думал о жизни, читал и, конечно, работал.  

«Я знаю, что он много работает, это правда. И много читает. Я знаю, что с 18:00 до 20:00 у него прогулки. Время от времени мы обсуждаем материалы дела. Время от времени мы разговариваем просто о жизни. Время от времени мы посещаем Следственный комитет, мы ходим по судам. Вот в этом его жизнь сейчас и состоит, к сожалению», — говорил Харитонов.

Правозащитник утверждал, что домашний арест не прибавил Серебренникову «ни физических, ни моральных сил». Однако нахождение в четырех стенах, как выяснилось, совсем не повлияло на работоспособность режиссера. Более того — эти полтора года стали едва ли не самыми продуктивными в его карьере.

Премьеры

«Маленькие трагедии»

Самой первой театральной премьерой для Серебренникова стала постановка «Маленькие трагедии». Ее режиссер начал ставить еще на свободе и завершил за неделю до ареста. Однако первый показ прошел без своего создателя. Несмотря на громкий скандал с арестом, зрители восприняли спектакль с восторгом. И по сей день «Маленькие трагедии» являются одной из ведущих постановок «Гоголь-центра».

«Барокко»

Сценарий к спектаклю «Барокко» Кирилл Серебренников написал сам, но ставить его пришлось режиссеру Евгению Кулагину. При этом заключенный в четырех стенах Серебренников продолжил руководить постановочным процессом. Все репетиции записывали на камеру, а позже на носителях передавали режиссеру через адвоката.

"Нуреев"

Самой громкой премьерой в театральной карьере Серебренникова стал спектакль «Нуреев». Скандальную историю танцовщика Рудольфа Нуреева рассказали на Исторической сцене Большого театра. Премьера была намечена на 11 июля 2017 года, тогда режиссер был на свободе. Однако по непонятной причине за день до премьеры генеральный директор театра Владимир Урин заявил, что постановка готова не до конца, а потому будет перенесена на май 2018 года.

Шли дни и месяцы. В итоге первый показ «Нуреева» состоялся лишь 9 декабря.

Премьера балета прошла на ура. Овации не стихали больше 15 минут, занавес открывался дважды. На премьере присутствовал даже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. После просмотра спектакля он заявил журналистам, что «Нуреев» — это мировое событие.

Жизнь как постановка

Домашний арест не помешал Серебренникову прославиться и за рубежом. Зрители в Германии до сих пор встречают овациями его спектакли «Севильский цирюльник» и «Саломея».

В марте 2019 году в Государственном оперном театре в Гамбурге состоялась премьера оперы «Набукко» («Навуходоносор»). Режиссером постановки стал Кирилл Серебренников. Репетиции шли по уже проверенной схеме: актеры записывали их на камеру и передавали через адвоката постановщику.

Интересная история случилась с оперой «Гензель и Греттель» в Штутгарте. Премьера состоялась в декабре 2017 года, и к этому моменту Серебренников успел только снять фильм, в котором рассказал историю знаменитой сказки братьев Гримм в условиях современной Европы. Руководство театра посчитало, что постановка несовершенна, а потому местные авторы дополнили ее рассказом о жизни самого Серебренникова.

Домашнее «Лето»

Фильм «Лето» стал, пожалуй, самым значимым творением для Кирилла Серебренникова. С репетиции ленты режиссера забрали под домашний арест. Ему запретили заканчивать работу над «Летом», поэтому съемочной группе пришлось завершить работу по записям режиссера. Сам он в итоге смог завершить только монтаж ленты — дома на компьютере, отключенном от интернета.

Еще до премьеры продюсер картины Илья Стюарт рассказывал журналистам, что право на прокат ленты выкупили 23 страны.

Сам Серебренников называл «Лето» гимном свободы творчества. Картина рассказывала о ленинградском андеграунде — Майке Науменко и Викторе Цое. Фильм снят в черно-белой гамме. Сценарий к картине режиссер Серебренников написал, опираясь на воспоминания жены Майка Натальи Науменко, роль которой исполнила актриса Ирина Старшенбаум. Виктора Цоя сыграл корейский актер Тео Ю, а Науменко — вокалист группы «Звери» Роман Билык.

Не стихающие овации

Даже будучи под арестом, Кирилл Серебренников охапками собирал награды — как в России, так и за рубежом. Так, режиссер успел получить «Золотую маску» в номинации «Лучший режиссер» за постановку «Чаадский» в Геликон-опере. Также особенную премию получила и команда «Гоголь-центра». Награду жюри конкурса присудило труппе «За создание пространства творческой свободы и поиск языка театральной современности».

«Лето» принесло Серебренникову небывалое признание. Лента попала сразу в 12 номинаций кинематографической премии «Ника» и выиграла четыре из них — за лучшую режиссерскую работу, лучший монтаж и лучший звук. Также «Лето» было признано «Открытием года».

По понятным причинам, ни одну из наград Кирилл Серебренников не получил сам. На сцену, срывая бурные аплодисменты, за премиями поднимались его друзья и коллеги.

Реклама

Реклама