• 27 июня 2019, 13:51

    Ан‐24 побывал в 170 авариях за 60 лет. Ошибка пилотов или старый металл?

    Утром 27 июня самолет Ан-24РВ совершил жесткую посадку в Нижнеангарске. В результате аварии погибли два человека и еще 22 пострадали. В 2011 году воздушное судно этой же модели вынужденно село на Обь — тогда погибли шесть человек. Происшествий с Ан-24 очень много, но эксплуатируется он до сих пор. Какие проблемы у Ан-24 и портят ли они репутацию самолета — в материале «360».

    Нижнеангарск, 27.06.2019

    Ан-24 авиакомпании «Ангара» 27 июня выполнял рейс Улан-Удэ — Нижнеангарск — Иркутск. В первые минуты после взлета пилот заметил, что у воздушного судна отказал левый двигатель, и решил вернуться в аэропорт вылета. Во время посадки экипаж не смог удержать самолет в пределах аэродрома из-за отказа двигателя. В результате лайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и столкнулся с очистными сооружениями, сообщил «Интерфакс».

    При аварии погибли, по данным «Ангары», командир экипажа и бортмеханик. На судне находились 43 пассажира и четыре члена экипажа. 31 человек обратился за медицинской помощью.

    Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».

    Обледенение, отказ, пожар

    В советское время Ан-24 был одной из наиболее распространенных моделей в парке «Аэрофлота». Сейчас в России летает не более 80 Ан-24 разных модификаций. Основные эксплуатанты: Utair (17 машин Ан-24РВ), «Ангара» (восемь самолетов Ан-24Б и Ан-24РВ) и «Ираэро» (восемь Ан-24РВ).

    27 июня 2019 года сгорел самолет Ан-24РВ авиакомпании «Ангара». Его изготовили в Киеве, а первый полет он совершил в сентябре 1977-го. В эксплуатации он находился 40 лет — то есть его максимальный срок использования. В 2013–2015 годах в Иркутске на воздушном судне провели работы по продлению ресурсов и сроков службы. Сертификат летной годности самолета заканчивался 28 июля 2019 года.

    По данным сайта Aviation Safety Network, по состоянию на 15 марта 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьезных аварий было потеряно 170 самолетов Ан-24. Всего в этих происшествиях погибли 2218 человек. 35 раз это судно пытались угнать, при этом погибли шесть человек.

    Среди происшествий с Ан-24 с человеческими жертвами самым последним стало ЧП на реке Обь в 2011 году, когда из-за пожара в левом двигателе самолету пришлось садиться на воду. Тогда в результате катастрофы погибли шестеро, 20 оказались в больнице. На борту находились 37 человек.

    Трагедия с Ан-24 случилась недалеко от Черкесска в 1997 году, когда погибли 50 человек — все, кто находился на борту. Во время горизонтального полета на высоте шести тысяч метров из-за глубоких очагов коррозии, возникших во время эксплуатации в Африке и не замеченных при техосмотре, в условиях повышенной нагрузки разрушилась хвостовая часть фюзеляжа, в районе туалетной кабины. Хвост самолета отвалился, и судно перешло в неконтролируемое падение. Ан-24 столкнулся с землей в километре от Черкесска и сгорел.

    В 1995 году Ан-24 разбился недалеко от итальянской Вероны. По прилете из города Тимишоара (Румыния) через час Ан-24 должен был вылететь обратно. Температура воздуха составляла ноль градусов, на улице были сильный ветер и снегопад. Перед вылетом командир экипажа не учел погодные условия и решил не обрабатывать самолет противообледенительными реагентами. После вылета с перегрузом в две тонны судно достигло максимальной скорости, но из-за минусовой температуры и отсутствия необходимой обработки крылья начали замерзать.В результате самолет начал крениться вправо, теряя аэродинамические свойства. Скорость снизилась, командир не смог стабилизировать самолет. Он упал на правое крыло и загорелся в 1,5 километра от аэропорта Вероны. Погибли 49 человек — все пассажиры и экипаж.

    Ан‐24 побывал в 170 авариях за 60 лет. Ошибка пилотов или старый металл? | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»/Яков Андреев

    Многие ЧП случались с Ан-24 из-за ошибок пилотов. В 2013 году в Донецке самолет потерял скорость во время захода на посадку в тяжелых метеоусловиях, к которым экипаж не был готов. Из 52 погибли пять человек, восемь пострадали.

    В 2013 году в аэропорту Игарки Ан-24 задел верхушки деревьев из-за плохих погодных условий, отклонился от ВПП и столкнулся с землей. Погибли 12 человек, трое оказались в больнице. В самолете были 15 граждан.

    В 2005 году в аэропорту заполярного поселка Варандей в условиях «белой мглы» и отсутствия ориентиров экипаж Ан-24 перепутал ВПП, приняв участок дороги за полосу для посадки. Погибли 28 человек.

    Пилоты или машина?

    Историк авиации Николай Бодрихин в беседе с «360» отметил, что Ан-24 надежная машина, а катастрофа в Нижнеангарске случилась из-за неопытности пилотов. По его словам, Ан-24 сейчас эксплуатируются в небольших авиакомпаниях, которые мало того что недостаточно качественно проводят предполетную подготовку, так еще и сажают за штурвал не очень опытных пилотов.

    Ее (машину — прим. ред.) эксплуатируют такие мелкие фирмы, которые недостаточно, с моей точки зрения, качественно проводят предполетную подготовку. Летчики у них среднего класса — это же не лайнер. К ней отношение такое, как к Ан-2, а это не Ан-2, а самолет среднемагистральный

    Николай Бодрихин.
    Ан‐24 побывал в 170 авариях за 60 лет. Ошибка пилотов или старый металл? | Изображение 2
    Источник фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Республике Бурятия

    Летал 50 лет и еще 50 пролетит

    Бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник в беседе с «360» согласился, что причиной крушения Ан-24, скорее всего, можно назвать ошибку экипажа.

    «Как всегда, недостаток техники пилотирования, недоученность экипажа, [который] теряется в сложной ситуации. Ситуация очень сложная — отказ двигателя. На одном двигателе, понятно, не каждый человек в своей жизни может сесть, поэтому в стрессовой ситуации люди неготовы», — сказал Сытник.

    Собеседник подчеркнул, что Ан-24 «замечательная машина», которая летает уже 50 лет и готова работать еще 50, но при правильной эксплуатации. Он подтвердил, что в свое время Ан-24 был не самым надежным самолетом, так как мог обледенеть.

    «Но если правильно эксплуатировать, правильно делать — как написали летчики-испытатели, то очень хорошая машина, экономичная по своим качествам, скорость нормальная и 50 человек возит. Трудяга, садится на любые полосы — раскисшие, грунтовые, заснеженные аэродромы, грязь. Везде вылазит, везде вытаскивает и экипаж, и пассажиров. На на них (Ан-24 — прим. ред.) нужно уметь летать», — добавил Сытник.

    Специалист подчеркнул, что «нет старых самолетов», а есть лишь исправные и неисправные. Да и летчиков старых не бывает. «Есть летчик — ***** (дурак — прим. ред.), который случайно туда попал. А есть летчик, который и при смерти летчик, потому что он рожден для неба», — заключил Сытник.

    И на одном двигателе садятся

    Заслуженный летчик-испытатель РФ и Герой России Магомед Толбоев объяснил «360», что Ан-24 надежный самолет, но любая техника, как и живой организм, стареет и изнашивается. Например, отказ двигателя у Ан-24, который потерпел крушение в Нижнеангарске, мог произойти как раз из-за старости. Тем более что срок эксплуатации Ан-24 40 лет, а производились они с 60-х годов. «Вибрации беспрерывные, металл устал. Все складывается в одну кучу. Со временем ничего лучше не бывает», — сказал Толбоев. Кроме того, запчасти на эту модель воздушного судна больше не производят, а лишь ремонтируют устаревшие детали.

    Комментируя катастрофу в Нижнеангарске, Толбоев согласился с коллегами по поводу причин аварии, так как, по его словам, самолет может лететь на одном двигателе и спокойно сесть.

    Это неправильное решение, принятое экипажем, привело к гибели. Надо уметь летать, <…> а [не] только штурвалом двигать

    Магомед Толбоев.