01 ноября 2018, 08:33

Вслед за Китаем: российские банки научатся узнавать клиента в лицо и читать мимику

Читать 360tv в

Китайские банки стали применять технологию «чтения по лицам» для принятия решений о выдаче кредитов. Если человек лжет, финансовая организация это поймет по его мимике. И, вероятно, откажет. «360» выяснил, далеко ли до таких технологий российским банкам.

В популярном американском сериале «Обмани меня» (англ. Lie to Me) доктор Лайтман и его команда раскрывали преступления, наблюдая за мимикой подозреваемых. Отмечая любое микро-движение на лице собеседника, эксперты распутывали сложные дела. В далеком 2009 году, когда вышел сериал, такой сценарий был вполне современным. В 2018 героев-физиогномистов вполне мог бы заменить искусственный интеллект. Впрочем, это и произошло, но не в кино, а в жизни.

Реклама

На этой неделе технологический мир обсуждает очередное «китайское чудо»: банки стали «читать» мимику людей для противодействия мошенничеству. Авторитетное британское издание Financial Times рассказало, что китайские кредитные организации используют новую технологию: она позволяет с помощью камер зафиксировать любые мимические движения на лице человека и проанализировать их. Причиной для отказа в кредите может стать, например, едва заметное подергивание глаза. Решение работает как визуальный детектор лжи: если человек обманывает — мимика его выдает.

Действительно, китайские банки одними из первых перешли к коммерческому использованию такого решения. Но разработка подобных технологий и пилотные проекты по распознаванию мимики и эмоций ведутся повсеместно, в том числе — в России.

Распознай меня

В основе подобных решений лежит распознавание образов. Прежде, чем «прочитать» лицо, его надо «увидеть». Примерно те же технологии используются в iPhone, который «узнает» хозяина и разблокирует экран. Только в банках все масштабнее.

Новые инструменты идентификации заинтересовали банки, поскольку они усложняют проведение мошеннических операций — таких, например, как получение кредитов по поддельным документам. Внедрение распознавания лиц в банкоматы сводит к нулю возможность несанкционированного снятия наличных. Если злоумышленник захочет снять с чужой карты деньги, система сравнит его лицо с фотографией в базе, не распознает, как владельца счета и ограничит выдачу денег. Или потребует дополнительные данные. То же самое работает и при оплате товаров и услуг через терминалы или интернет.

Российские службы обеспечения безопасности, миграционного контроля, финансовые институты и другие готовы использовать возможности биометрической идентификации. В активной фазе находится и идея внедрения биометрических паспортов в перспективе ближайших пяти лет. Технологические предпосылки для этого есть — алгоритмы непрерывно совершенствуются, рассказали «360» в компании «Вокорд», которая занимается разработкой систем распознавания образов.

«Потенциальные заказчики и общество в целом, по-прежнему, довольно настороженно относятся к подобным нововведениям, но они неизбежны, — отметил в разговоре с „360“ генеральный директор „Вокорд“ Константин Кравченко. — Внедрение распознавания лиц ускорит процесс подтверждения личности, соответственно и платежей, повысит их безопасность. Эта технология переведет в онлайн некоторые операции, которые раньше совершались только в отделениях банков».

Для другого российского разработчика систем распознавания — VisionLabs — финансовый сектор стал одним из важнейших направлений в работе, рассказал «360» генеральный директор компании Александр Ханин. В июле VisionLabs стала вендором по распознаванию лиц в Единой биометрической системе, с помощью которой клиент банка может открыть счет дистанционно. Сейчас платформа VisionLabs работает не только для распознавания лиц, но и служит для контроля снятия биометрических шаблонов и борьбы с мошенничеством.

По словам Константина Кравченко, российские технологии распознавания лиц — одни из лучших в мире. Это подтверждается различными независимыми рейтингами и исследованиями. Интересно, что в Азиатско-тихоокеанском регионе спрос на подобные технологии выше, чем в Европе.

«Мы реализовали там несколько крупных проектов, причем совершенно разных – как в бизнесе, так и в сфере общественной безопасности. Например, интегрировали нашу систему распознавания лиц с Национальной биометрической платформой Индонезии. Наша система в реальном времени детектирует и распознает лица прохожих и проверяет их по полицейским базам данных. Сегодня мы умеем с высокой достоверностью распознавать людей, внесенных в базы данных розыска, при их свободном движении в зоне контроля в разное время суток. Следующий этап – распознавание эмоций», — сказал представитель «Вокорд».

Следующий шаг: мимика и эмоции

В VisionLabs уточнили, что довольно давно занимаются глубоким анализом поведения людей на базе изучения эмоций, паттернов, мимики лица. При распознавании паттернов поведения алгоритм анализирует лицо человека на основании около 60 микросостояний мимики, так называемых facial actions. Это сложнее, чем просто узнавание человека по лицу, но и гораздо интереснее.

В России подобные технологии пока применяются достаточно ограниченно, но уже активно тестируются в различных сферах, в том числе и в банковской, рассказала «360» руководитель направления исследований и впечатлений Росбанка Надежда Затонских. Росбанк также внимательно изучает эту технологию и уже проводит первые тесты на заинтересованных сотрудниках. «Результаты тестирования на текущий момент не дают однозначных ответов касательно перспектив дальнейшего использования сервиса, но мы планируем продолжать тесты, так как он может оказаться действительно эффективным инструментом продаж и повышения качества обслуживания. Если в дальнейшем будет принято решение о введении технологии в эксплуатацию, клиент перед началом обслуживания будет предупреждаться о том, что идет видеозапись, и он сможет отказаться от нее», — подчеркнула она.

Далеко не только банки рассматривают возможность «чтения по лицам» как весьма перспективную. Александр Ханин полагает, что основными направлениями применения для таких технологий станут сфера подбора персонала и ритейл. В них анализ поведения успешно используется для оценки удовлетворенности клиентов и качества сервиса.

«Мы уже пилотировали подобную технологию, помогая HR-специалистам с помощью распознавания паттернов и эмоций сканировать первичных кандидатов на вакансию. Анализируя мимику кандидатов, система могла сделать вывод о том, что человек говорит неправду или слишком волнуется и прочее», — рассказал руководитель VisionLabs.

Так будут ли применяться технологии, подобные китайской, в России? Эксперты считают, что перспективы есть, и достаточно неплохие. В сфере HR такая система может получить широкое распространение, помогая точнее «считывать» мотивацию и настроение кандидатов на собеседовании. В ретейле можно применить чтение эмоций в маркетинговых целях: для оценки удовлетворенности клиентов обслуживанием.

«Массовое внедрение распознавания эмоций значительно продвинет вперед уровень сервиса, в том числе на банковском рынке. Лицо клиент не может забыть дома как, например, паспорт или карточку», — подытожил Александр Ханин.

Реклама

Реклама