• России отключат аналоговое ТВ в феврале. Мы готовы перейти на цифру?

    Россия перейдет на цифровое ТВ с февраля 2019 года. Пилотная программа началась 9 ноября 2018 в Тверской области — этот регион первым полностью перешел на цифру. А 22 декабря в Мурманской области был запущен последний — 5040-й — элемент сети. «360» разбирался, готовы ли россияне отказаться от аналогового вещания.

    Чтобы начать смотреть цифровое ТВ вместо аналоговой трансляции, нужно иметь телевизор, выпущенный не позднее 2010 года. Он должен принимать сигнал в стандарте DVB-T2. Либо нужен внешний цифровой тюнер, который подключается к ТВ как приставка.

    По опубликованным в начале октября данным, подготовленным по запросу Минпромторга, на конец 2018 года в России будет от 16,2 миллиона до 33,7 миллиона телевизоров (или 13,5–30,6% от всех используемых ТВ в стране), способных принимать только сигнал аналогового телевидения. Замгендиректора МНИТИ Константин Быструшкин сообщил в интервью РБК, что, по их оценке, после отключения аналога без телевидения могут остаться пять миллионов домохозяйств. В одном домохозяйстве может быть от 2,1 до 2,3 телевизора.

    В этой связи очень важным и показательным оказался опыт Тверской области, где после отключения аналогового вещания в магазинах возник дефицит приставок. Имеющиеся в наличии были сметены в первый же день, и далее были доступны только под заказ. Многие жители по традиции отложили покупку оборудования на последний момент.

    По словам замглавы Минкомсвязи Алексея Волина, которого цитирует «Российская газета», перед стартом перехода на цифровое вещание региональные и федеральные власти активно изучают опыт пилотного проекта в Тверской области, в том числе и в том, что касается доступности оборудования.

    Все региональные власти совместно с федеральными ведомствами проводят анализ перспектив спроса в зависимости от графика отключения аналога и с учетом анализа проникновения цифрового ТВ, сколько может потребоваться приставок или новых телевизоров, чтобы избежать ажиотажа и вымывания дешевых товаров.

    Алексей Волинзамглавы Минкомсвязи.

    По данным компании АТОЛ — производителя онлайн-касс, имеющего доступ к информации о покупках россиян через интернет, — в ноябре 2018 года спрос на телевизоры удвоился. По мнению экспертов АТОЛ, подобный скачок может быть вызван переходом на цифровое вещание. В ходе исследования специалисты проанализировали данные более 13 тысяч касс, подключенных к интернет-магазинам России с помощью сервиса аренды онлайн-касс АТОЛ Онлайн. По собственной оценке, это более 70% рынка e-commerce, соответствующего 54-ФЗ.

    «В ноябре 2018 россияне приобрели на 94% больше телевизоров, чем в октябре. Это аномалия, так как в прошлом году сезонный спрос на телевизоры увеличил продажи в ноябре на 20% относительно показателей октября. В ноябре 2018 телевизоров приобрели даже больше, чем в период подготовки к ЧМ-2018. В этот месяц продавалось на 30% больше телевизоров, чем в мае и июне суммарно», — отмечается в исследовании.

    Возможно, технику покупают просто ради другой модели — это не обязательно связано с заменой оборудования. Как напомнила «360» официальный представитель группы «М.Видео-Эльдорадо» Валерия Андреева, в ноябре в России традиционно проходит так называемая «Черная пятница» — одна из крупнейших распродаж в году.

    Важно понимать, что телевизор — не спонтанная покупка. Люди планируют подобные приобретения заранее и целенаправленно готовятся к распродажам, чтобы приобрести достаточно дорогой телевизор с заметной скидкой

    Валерия Андрееваофициальный представитель группы «М.Видео-Эльдорадо».

    Как отмечают в «М.Видео-Эльдорадо», в ноябре российский рынок телевизоров вырос примерно на 30% в деньгах и штуках. В среднем по году ТВ демонстрирует рост, сопоставимый с общей динамикой рынка бытовой техники — на уровне 15-16%. Таким образом, переход на цифровое вещание почти не отражается на рынке ТВ.

    В России продолжают пользоваться несколькими десятками миллионов аналоговых телевизоров — на фоне этого весьма удручающей выглядит статистика по продажам DVB-T2-приставок. Например, в группе «М.Видео-Эльдорадо» за девять месяцев 2018 года в России было продано порядка 1,3 миллиона цифровых приставок DVB-T2, что всего на 5% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем продаж за девять месяцев составил 1,5 миллиарда рублей. По объему покупок это сопоставимо с тем, сколько каждый год россияне покупают электрочайников или умных часов.

    С учетом этого и ожидая ажиотажного спроса в феврале 2019 года, в крупнейшем ритейлере провели закупки бюджетного ассортимента приставок по цене около 990 рублей. Сейчас они доступны во всех магазинах.

    Немного иная ситуация на «Яндекс.Маркете». Как рассказали «360» в пресс-службе агрегатора, спрос на ТВ-тюнеры начал стремительно расти в начале октября 2018 года. С этого момента он увеличился уже в 3,3 раза. Но можно предположить, что люди просто прицениваются, а покупки откладывают на потом.

    Важно учесть, что многие современные телевизоры не переключаются на прием цифрового сигнала автоматически, а требуют дополнительной настройки. В связи с этим можно предположить, что в феврале 2019 года после отключения аналога многие россияне останутся без телевидения, если заранее не подготовятся.