• 06 ноября 2018, 08:48

    Интернет‐компании обложат налогом на влиятельность

    Технологическим гигантам светит новый налог: в Европе и Великобритании власти готовы ввести специальную ставку с выручки от реализации цифровых услуг. По мнению властей, при существующей модели налогообложения гиганты цифровой экономики не платят справедливую долю дохода на тех рынках, где работают. «360» проанализировал публикации локальных СМИ, чтобы разобраться с вопросом.
    Интернет‐компании обложат налогом на влиятельность

    Интернет-компании генерируют существенные поступления за счет огромной пользовательской базы в странах, где они ведут деятельность. Но налоги на прибыль поступают, в основном, в юрисдикции головных офисов. Европейские власти решили, что такой расклад их не устраивает.

    На минувшей неделе в Великобритании был представлен новый бюджет. Министр финансов Филип Хэммонд объявил о введении с апреля 2020 года двухпроцентной налоговой ставки на выручку крупных технологичных компаний с оборотом от 500 миллионов фунтов (640 миллионов долларов). Таким образом, объектами потенциального налога становятся американские интернет-гиганты: Amazon, eBay, Facebook и Google. В министерстве финансов Великобритании рассчитывают на дополнительные поступления в объеме 400 миллионов фунтов (512 миллионов долларов) в год.

    «Цифровой налог» обсуждается и в ЕС, при активной поддержке президента Франции Эммануэля Макрона. По планам Еврокомиссии, уже с 2020 года предполагается ввести ставку в 3% от суммы выручки от реализации определенных видов онлайн-услуг на местном рынке. Налог предполагается применять в отношении компаний с глобальным оборотом от 750 миллионов евро и объемом продаж онлайн в ЕС не менее 50 миллионов евро. За счет такой временной меры до выработки нового глобального налогового механизма Европа рассчитывает обеспечить пять миллиардов евро дополнительных поступлений в год.

    Суть идеи, активно обсуждаемой по обе стороны Ла-Манша сводится к тому, что существующая международная налоговая система не учитывает реалии огромной и стремительно растущей онлайн-экономики. Сектор не приносит справедливую долю доходов в национальные бюджеты. При этом создается необоснованное преимущество для международных гигантов в сравнении с традиционными организациями, а также малыми и средними компаниями без разветвленной транснациональной сети подразделений.

    В материалах британского правительства подчеркивается, что наиболее предпочтительной и устойчивой в долгосрочной перспективе будет новая международная система корпоративных налогов, отражающая участие пользователей в создании стоимости. Конечная цель, таким образом, состоит в том, чтобы облагать налогом компании цифровой экономики по местонахождению пользователей, а не исходя из размещения физической инфраструктуры бизнеса.

    Сейчас крупные компании из сферы цифровой экономики, будь то сервисы заказа такси или тартегированной рекламы, могут продавать свои продукты или услуги через подразделение на другом конце света. При этом национальные налоги сведены к минимуму. Местная структура отвечает за поддержку или маркетинг, а головной офис возмещает ей расходы, уменьшая тем самым свою прибыль.

    The Wall Street Journal отмечает, что даже если под давлением властей некоторые компании, например, Amazon, Facebook и Google, показывают более высокий уровень выручки на местных рынках, у них остается возможность фиксировать меньшую налогооблагаемую прибыль. Делается это за счет увеличения расходов.

    Потому в ЕС предлагают помимо традиционного налога на прибыль, который применяется к результирующему показателю за вычетом расходов, ввести дополнительный режим налогообложения: непосредственно с выручки. Такой налог рассчитывают взимать до тех пор, пока не будет согласован новый принцип построения налоговой системы в цифровой экономике.

    Противники инициативы

    Односторонние шаги критикуют многие участники рынка. План ЕС должен быть одобрен всеми 28 странами-участницами, но уже сейчас не все выступают в поддержку инициативы. В Германии предостерегают, что любые временные меры ЕС вызовут ответные действия со стороны США. В Ирландии и Люксембурге опасаются, что новый налоговый режим будет подрывать их конкурентоспособность и лишит их возможности привлекать технологический бизнес.

    В США член палаты представителей Конгресса Кевин Брейди завил, что предложения ЕС и Великобритании вызывают серьезные опасения. Налогообложение отдельно взятой, важнейшей отрасли мировой экономики (с преобладающим представительством американских компаний) вне увязки с существующими международными налоговыми принципами он считает прямым способом присвоения выручки. «Если Великобритания или другие страны примут такие меры, мы тоже пересмотрим наш подход к налогообложению и регулированию в США, чтобы определить необходимые меры для создания равных условий на глобальных рынках», — цитирует законодателя CNN.

    Лидеры комитета по финансам в Сенате США ранее расценили предлагаемые новые правила как дискриминацию американских компаний и создание нового торгового барьера на трансатлантическом рынке.

    На минувшей неделе представители европейского технологического сектора во главе с представителями Spotify, Booking.com и Rovio заявили, что новые налоги в ЕС ударят по местному бизнесу с европейскими источниками дохода сильнее, чем по крупным американским компаниям, отмечает The Financial Times. «Предлагаемый цифровой налог, ориентированный по замыслу на крупные и прибыльные компании, окажет несоразмерно большее влияние на европейские компании и тем самым будет создавать неравные условия», — заявили авторы обращения.

    Руководитель международного направления налогового консультирования PwC Колм Келли предупреждает, что одностороннее реформирование корпоративного налогообложения в разных странах может привести к неразберихе с применением разных несогласованных подходов.

    За координацию международной работы по выработке новых глобальных принципов готовы взяться в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), правда, предложения рассчитывают представить не ранее 2020 года. В дальнейшем потребуется еще немало времени на окончательное согласование и практическую реализацию.