• Благое дело или медвежья услуга. Нужны ли пенсионерам цифровые учителя?

    Должность цифрового куратора официально появилась в России. Соответствующий стандарт разработал совет по профессиональным квалификациям. Цифровые кураторы будут обучать прежде всего пожилых людей пользоваться различными цифровыми ресурсами, в том числе для расчетов по коммунальным услугам. Чтобы те могли не ходить лишний раз на почту или в банк. Однако в этой, на первый взгляд, замечательной идее есть несколько сомнительных посылов.
    Благое дело или медвежья услуга. Нужны ли пенсионерам цифровые учителя?
    Следующая новость

    Во-первых, сама по себе идея об оторванности пожилых людей от технологий. Она ошибочна, и понятно, откуда растут ноги. В 90-е, когда формировалось мировоззрение нынешних руководителей страны, они наблюдали, как целые поколения пожилых людей остались не у дел.

    Эти люди оказались в новой стране и чувствовали себя в ней абсолютно беспомощными, так как не понимали очень многого. И новые технологии лишь дополняли это непонимание: пейджеры, сотовые, банкоматы… Многие, и я в том числе, могли видеть беспомощных стариков, которые стояли у первых банкоматов с карточками и пытались понять, что от них требуется. Или не знали, как оплатить проезд в автобусе, мучаясь перед турникетами.

    Но 90-е — это особый, трагический случай. Слом эпох. В обычной жизни пожилые люди — это просто люди, которые прожили дольше, чем мы с вами. Те люди, которые сейчас выходят на пенсию или вышли на нее несколько лет назад, не то что не понимают технологии, — многие из них в 90-е стояли у истоков Рунета, торговали первыми сотовыми телефонами, пейджерами, компьютерами. Вы вряд ли можете рассказать им что-то новое, а вот они могут поведать о сети FIDO, например.

    А те, кто не был в это вовлечен непосредственно, им ведь было тогда в районе 40 лет. Это совсем не много, если задуматься. И все последующие годы они жили с технологиями, развивались параллельно с ними. И если у них было желание, то имели все возможности освоить интернет, компьютеры, смартфоны.

    Более того, даже те люди, которым в 90-е было под 60 и которым сейчас 80-90 лет, — они с блеском пользуются айфонами, пишут внукам и правнукам в Whatsapp, шлют фотографии. Да, видят не очень хорошо, но в остальном — большие молодцы. Если же такого желания не было тогда, то каковы шансы, что оно появится сейчас?

    Во-вторых, надо категорически не чувствовать пожилых людей, чтобы не понимать следующего. Для огромного большинства из них поход в банк, на почту, в магазин — это не решение поставленной задачи, это в первую очередь социализация. Возможность пообщаться с другими людьми, возможность провести время вне четырех стен. Возможность вновь ощутить себя вовлеченными. Безусловно, технологии могут решить все эти задачи дистанционно: получение пенсий, оплата ЖКХ, доставка продуктов — все это решается через интернет. Но что тогда останется этим людям? Сидеть дома.

    Ну и самое главное. Идея обучить пожилых людей цифровой грамотности прекрасна как сверхзадача. И как некий дополнительный способ социализации. Неплохо только для начала задаться вопросом: а где они будут применять все эти свои навыки? Ведь если у них уже есть компьютер или смартфон, то, скорее всего, они их так или иначе освоили. А если всех этих девайсов у них нет, то в чем смысл затеи?

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

    Следующая новость