• Замороженное наследие. Почему чемпионат мира не сделал российский футбол лучше

    Чемпионат России ушел на зимовку, и самое время задаться вопросом, как же на наш футбол повлиял чемпионат мира. Отвечает корреспондент «360» Олег Кошелев. Никак.
    Замороженное наследие. Почему чемпионат мира не сделал российский футбол лучше

    Летом мы много говорили о наследии чемпионата мира. С материальным все понятно — стадионы, тренировочные базы. То, на чем можно растить футбол. Но больше восторгов было по поводу нематериального наследия — поголовного увлечения страной футболом, привлечения новых людей на трибуны и давно забытого чувства благодарности к сборной России. Из всего этого осталась только любовь к сборной. Даже не любовь, а лояльность, ведь после поражений от немцев и шведов снова начались разговоры о вернувшейся «настоящей» сборной и карете, превратившейся в тыкву.

    Всепоглощающей любви к футболу, который трансформировался в чемпионат России, уже очень скоро не осталось.

    «Чемпионат мира позволил нам привлечь на футбол нецелевую аудиторию, которую нам необходимо удержать», — такую задачу ставили себе вдохновленные руководители клубов премьер-лиги.

    Через полгода можно говорить о том, что сделать этого не удалось. Все эйфоричные слова о том, что футбол близок к тому, чтобы стать национальной идеей, были похожи на классические обещания, данные себе в отпуске. Когда ты на курорте, выспавшийся и отдохнувший, начинаешь строить планы об изменении жизни к лучшему — больше спать, бегать по утрам, правильно питаться и вообще саморазвиваться. А потом возвращаешься в рабочие будни, и становится как-то не до этого. Благие изменения сами по себе не приходят, сама по себе может вернуться только рутина.

    То же самое произошло после чемпионата мира — вернулась рутина чемпионата России. Лично я это ощутил на себе уже в первом туре, когда после матча «Спартака» и «Оренбурга» с обычного зрительского места полчаса шел к метро по какому-то замысловатому маршруту. То же расстояние, которое во время чемпионата мира можно было пройти за семь минут.

    А ведь на тот матч пришла та самая нецелевая аудитория. Я видел людей в кокошниках, которые осмысленно выбрались на стадион, на котором месяц назад играл Месси, и им даже удавалось узнать на поле Романа Зобнина. Того самого из любимой сборной.

    Да, средняя посещаемость матчей чемпионата России в этом сезоне выросла. Причем довольно ощутимо, на 3 тысячи — с 14 до 17 тысяч. Объяснение очень простое — все благодаря трем стадионам, построенным к чемпионату мира, на которых регулярно стали играть клубы премьер-лиги. Это Ростов-на-Дону, Самара и Екатеринбург.

    Но в первых турах посещаемость была выше. Теплая погода, драйв чемпионата мира новизна стадионов — все это способствовало притоку публики. Эффект чемпионата мира оказался очень красткосрочным.

    Последним модным матчем стала, наверное, встреча ЦСКА и «Реала» в Лиге чемпионов. Народ пришел на «Реал», народ пришел на Акинфеева в «Лужники». Того самого из того победного матча с испанцами.

    Мода на посещение стадионов сошла с наступлением холодов. И всем стала очевидна совершенно простая вещь — новые стадионы были построены исключительно для лета. В процессе подготовки звучали слова о том, что проекты предусматривают установку обогревателей на зрительских местах, однако после чемпионата мира об этом никто не вспомнил. В итоге нецелевая аудитория разбежалась по теплым кинотеатрам, будто перелетные птицы отправились греться на юг.

    Остались те, кто ходил на футбол и без чемпионата мира. Чемпионат России как был закрытой тусовкой со своей сформировавшейся аудиторией, так ей и остался. Люди, которые привыкли к несовершенному календарю и футболу в минус 15. Поэтому с точки зрения посещаемости показательны последние туры, когда температура прилично опустилась ниже нуля. Почти 50 тысяч при закрытой крыше в Санкт-Петербурге и примерно столько же на остальных семи матчах. При том, что «Краснодар» на своей игре собрал больше 20 тысяч.

    Клубы пытаются бороться за зрителя и что-то на этом зарабатывать. Например, в сезоне-2017/18 выручка клубов РПЛ от продаж билетов выросла в полтора раза. Такие данные были приведены в официальном исследовании экономики российского футбола. Интересно будет посмотреть через год на цифры по итогам текущего сезона. Но глядя на то, как в Махачкале приходит 5 тысяч на «Спартак», как «Динамо» прощается с Химками при тех же 5 тысячах (хотя повод для аншлага сомнительный, не спорю), как «Локомотив», действительно делающий из каждого матча событие, играет при полупустых трибунах в Лиге чемпионов, кажется, что принципиально ничего у нас не изменилось.

    У нас не плохая лига. Но чемпионат мира не сделал ее в одночасье лучше и не привел новую публику. Но лига не сдастся, пока у нее в резерве есть весомый козырь в этой борьбе — возвращение пива на стадионы.

    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.