12 декабря 2018, 07:00

Замороженное наследие. Почему чемпионат мира не сделал российский футбол лучше

Читать 360tv в

Чемпионат России ушел на зимовку, и самое время задаться вопросом, как же на наш футбол повлиял чемпионат мира. Отвечает корреспондент «360» Олег Кошелев. Никак.

Летом мы много говорили о наследии чемпионата мира. С материальным все понятно — стадионы, тренировочные базы. То, на чем можно растить футбол. Но больше восторгов было по поводу нематериального наследия — поголовного увлечения страной футболом, привлечения новых людей на трибуны и давно забытого чувства благодарности к сборной России. Из всего этого осталась только любовь к сборной. Даже не любовь, а лояльность, ведь после поражений от немцев и шведов снова начались разговоры о вернувшейся «настоящей» сборной и карете, превратившейся в тыкву.

Всепоглощающей любви к футболу, который трансформировался в чемпионат России, уже очень скоро не осталось.

«Чемпионат мира позволил нам привлечь на футбол нецелевую аудиторию, которую нам необходимо удержать», — такую задачу ставили себе вдохновленные руководители клубов премьер-лиги.

Через полгода можно говорить о том, что сделать этого не удалось. Все эйфоричные слова о том, что футбол близок к тому, чтобы стать национальной идеей, были похожи на классические обещания, данные себе в отпуске. Когда ты на курорте, выспавшийся и отдохнувший, начинаешь строить планы об изменении жизни к лучшему — больше спать, бегать по утрам, правильно питаться и вообще саморазвиваться. А потом возвращаешься в рабочие будни, и становится как-то не до этого. Благие изменения сами по себе не приходят, сама по себе может вернуться только рутина.

То же самое произошло после чемпионата мира — вернулась рутина чемпионата России. Лично я это ощутил на себе уже в первом туре, когда после матча «Спартака» и «Оренбурга» с обычного зрительского места полчаса шел к метро по какому-то замысловатому маршруту. То же расстояние, которое во время чемпионата мира можно было пройти за семь минут.

А ведь на тот матч пришла та самая нецелевая аудитория. Я видел людей в кокошниках, которые осмысленно выбрались на стадион, на котором месяц назад играл Месси, и им даже удавалось узнать на поле Романа Зобнина. Того самого из любимой сборной.

Да, средняя посещаемость матчей чемпионата России в этом сезоне выросла. Причем довольно ощутимо, на 3 тысячи — с 14 до 17 тысяч. Объяснение очень простое — все благодаря трем стадионам, построенным к чемпионату мира, на которых регулярно стали играть клубы премьер-лиги. Это Ростов-на-Дону, Самара и Екатеринбург.

Но в первых турах посещаемость была выше. Теплая погода, драйв чемпионата мира новизна стадионов — все это способствовало притоку публики. Эффект чемпионата мира оказался очень красткосрочным.

Последним модным матчем стала, наверное, встреча ЦСКА и «Реала» в Лиге чемпионов. Народ пришел на «Реал», народ пришел на Акинфеева в «Лужники». Того самого из того победного матча с испанцами.

Мода на посещение стадионов сошла с наступлением холодов. И всем стала очевидна совершенно простая вещь — новые стадионы были построены исключительно для лета. В процессе подготовки звучали слова о том, что проекты предусматривают установку обогревателей на зрительских местах, однако после чемпионата мира об этом никто не вспомнил. В итоге нецелевая аудитория разбежалась по теплым кинотеатрам, будто перелетные птицы отправились греться на юг.

Остались те, кто ходил на футбол и без чемпионата мира. Чемпионат России как был закрытой тусовкой со своей сформировавшейся аудиторией, так ей и остался. Люди, которые привыкли к несовершенному календарю и футболу в минус 15. Поэтому с точки зрения посещаемости показательны последние туры, когда температура прилично опустилась ниже нуля. Почти 50 тысяч при закрытой крыше в Санкт-Петербурге и примерно столько же на остальных семи матчах. При том, что «Краснодар» на своей игре собрал больше 20 тысяч.

Клубы пытаются бороться за зрителя и что-то на этом зарабатывать. Например, в сезоне-2017/18 выручка клубов РПЛ от продаж билетов выросла в полтора раза. Такие данные были приведены в официальном исследовании экономики российского футбола. Интересно будет посмотреть через год на цифры по итогам текущего сезона. Но глядя на то, как в Махачкале приходит 5 тысяч на «Спартак», как «Динамо» прощается с Химками при тех же 5 тысячах (хотя повод для аншлага сомнительный, не спорю), как «Локомотив», действительно делающий из каждого матча событие, играет при полупустых трибунах в Лиге чемпионов, кажется, что принципиально ничего у нас не изменилось.

У нас не плохая лига. Но чемпионат мира не сделал ее в одночасье лучше и не привел новую публику. Но лига не сдастся, пока у нее в резерве есть весомый козырь в этой борьбе — возвращение пива на стадионы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама