Бесценный Марадона и монополия на футболки Пеле. Как россияне построили бизнес на спортивных реликвиях | 360°

10 декабря 2018, 18:00

Бесценный Марадона и монополия на футболки Пеле. Как россияне построили бизнес на спортивных реликвиях

Читать 360 в

В подмосковной Барвихе открылась выставка, на которой можно увидеть автографы легендарных личностей разных эпох — от Федора Шаляпина и Мадонны до Мохаммеда Али и Криштиану Роналду. Коллекционеры и основатели проекта StarGift Илья Слуцкин и Вашик Мартиросян рассказали «360», как достать футболку Лео Месси с личным посланием, мяч с автографом Пеле и подписанные перчатки Хабиба Нурмагомедова. И сколько это будет стоить.

Слуцкин: Мы оба абсолютно футбольные люди, работали на чемпионате мира. Коллекционировать мы начали месяца три назад со спорта.

Реклама

Мартиросян: На чемпионате мира я занимался ложами, это самая дорогая категория билетов. Люди меня спрашивали, можно ли достать ту или иную вещь. Я узнавал и потихоньку стал разбираться, нарабатывать связи.

В свое время я работал в РФС и на Кубке легенд бывал в раздевалке. У меня была возможность взять автографы у знаменитых футболистов, но я этого не делал. Все-таки это работа. Поэтому мы достаем вещи по-другому. У нас есть возможность получать три-четыре майки Месси и Роналду в год. Причем именные, на которых будет написано «Олегу от Месси». Да, это коммерческая история, и было бы удивительно, если бы этого не было.

Кто-то спрашивает, зачем они это делают. Денег же на этом не заработать. А у них другой менталитет. Они понимают, что это их наследие.

Слуцкин: Пока мы больше инвестируем, но мы рассчитываем, что это хобби позволит нам зарабатывать. Я бы с удовольствием собрал коллекцию таких вещей и передал бы ее детям.

Мартиросян: У нас есть несколько направлений для поиска экспонатов. Во-первых, это наши партнеры, то есть компании, связанные со спортом и имеющие контракты с футболистами. Во-вторых, какие-то случайные находки. Например, недавно в Лос-Анджелесе я наткнулся на автограф Майкла Джея Фокса, потом стал узнавать, что еще у них есть. Или натыкаемся на каких-то людей на тематических форумах в интернете.

Для коллекционеров продажа таких вещей — это не бизнес, а возможность увеличить коллекцию. Нашел что-то стоящее, но тебе не очень интересное. Продал это и купил что-то нужное.

Спортивная часть — самая бизнесовая. Основную цифру делают майки, которые можно продать. Если ты продал автографы Мстислава Ростроповича или Дмитрия Хворостовского, в мире найдется еще 4-5 штук. На этом бизнес не сделаешь. На майках можно сделать бизнес.

Слуцкин: Самое ценное, что у нас есть, — это шляпа Элвиса или губная гармошка Стиви Уандера. Мы не знаем, как их оценить. Наверное, для этого нужен аукцион, но мы пока к нему не готовы.

Мартиросян: Думаю, стоимость нашей коллекции на текущий момент составляет около 15-20 миллионов рублей.

Мы хотим подарить России эту культуру. В Америке и Англии это есть, пусть будет и у нас.

«В мире осталось 100 футболок Пеле, и мы хотим забрать все»

Мартиросян: Одна из самых крутых вещей, которую нам удалось достать, — это мяч с автографом Пеле. Выстроилась действительно сложная цепочка, через которую мы узнали, что остался последний мяч, подписанный в 2016 году. Илья был в Лондоне, все бросил и поехал в Манчестер к человеку, который вроде бы согласился нам его продать. Пришлось его уговаривать. Для нас экспонат, который не продается. Вы больше не найдете мяч с автографом Пеле. И чем мне еще нравится Пеле — у него очень красивая и узнаваемая подпись.

Слуцкин: По состоянию здоровья Пеле уже больше ничего не подписывает. В мире осталось 100 подписанных им маек, и мы хотим забрать все.

Мартиросян: Майка Пеле стоит порядка 130 тысяч рублей. Месси и Роналду стоят по 100 тысяч. В то же время у меня сейчас берут майку Иньесты, она стоит всего 60 тысяч. Есть у нас бутсы Гарета Бэйла, они стоят порядка 45-50 тысяч.

Мы хотели бы, чтобы что-то из таких вещей могли позволить себе обычные люди. Например, фотография Роберто Карлоса с автографом в красивой рамочке стоит 30 тысяч рублей. Можно скинуться с друзьями и подарить на день рождения. С точки зрения бизнеса это ничто, но ценность такого подарка выше, чем его стоимость.

Слуцкин: Мохаммед Али — это очень редкий автограф. Он болел, давно ничего не подписывал, поэтому стоимость автографа доходила до нескольких тысяч долларов. Для нас это пока многовато. Мы нашли автограф Али у нашего коллекционера, который занимается оперой и балетом. В его коллекции 60 тысяч наименований, и в запасниках совершенно случайно нашелся этот автограф. Ему это неинтересно, и он легко нам его продал.

Мартиросян: Например, шляпу Элвиса мы нашли в Великобритании, в США она стоит дороже. В случае с «Битлз» — наоборот. Этой некий арбитраж, и мы иногда этим пользуемся.

Специфика коллекционирования автографов, особенно спортивных, заключается в существовании сертификации. Есть международные агентства, которые этим занимаются. А есть еще личные коллекции. Даже если у людей есть ценные автографы, они не всегда могут их продать. Потому что нет подтверждений, даже фотографии, где знаменитости запечатлены с маркером в руке, в этом случае не работают.

Слуцкин: Мы поняли, что людям очень интересно кино. У нас уже есть весь состав сериала «Во все тяжкие», сейчас к нам идут все автографы из «Игры престолов».

«Купил перчатку Хабиба в момент, когда он душил Конора»

Мартиросян: Есть интересная позиция, о которой мы думаем: это автограф сборной Англии 1966 года. 10 игроков расписались на майке, единственные чемпионы мира в истории английского футбола. Это нестарая майка, она была подписана в течение последнего десятилетия. Думаю, она будет стоить около 150 тысяч рублей.

Слуцкин: Из представленного на выставке есть один «живой» автограф, Марадона расписался на бутсе специально для нас. Поэтому он не продается.

Мартиросян: Из наших футболистов сейчас очень ценятся бутсы Акинфеева. Это наследие чемпионата мира. Многие люди меня спрашивали, сейчас мы хотим у него подписать. Речь идет, конечно, не о конкретно той бутсе, которой он отбил удар испанцев. Его бутса — это теперь символ нашего футбола.

Реклама

Реклама