• «Спартак» вновь ассоциируется со скандалами. Как клубу вылезти из медийной ямы

    Накануне «Спартак» официально объявил об уходе директора департамента по связям с общественностью Леонида Трахтенберга. Клуб находится в глубокой медийной яме, и перестановки в департаменте — хорошая возможность переосмыслить свое поведение в информационном пространстве. Корреспондент «360» Олег Кошелев разобрался, что помогло бы красно-белым избавиться от репутации клуба-скандала.
    «Спартак» вновь ассоциируется со скандалами. Как клубу вылезти из медийной ямы

    Предоставить самостоятельность пресс-службе

    На работе пресс-службы сказывается сложная система принятия решений в управлении «Спартака». Начинать нужно с правильного позиционирования медиадепартамента в пирамиде клубной организации. Пресс-служба должна иметь возможность делать самостоятельные ходы. Для этого необходим единый вектор, которого в медийном пространстве придерживался бы весь клуб — от владельца до ведущего Twitter-аккаунт на иностранном языке.

    Смысл обсуждать фигуру пресс-атташе «Спартака» будет только тогда, когда у него будут полномочия в критический момент подняться на самый верх и объяснить, чем рискует клуб, ставя фото стадиона на новость об увольнении обожаемого болельщиками главного тренера.

    Усилить работу социальных сетей

    Социальные сети — главный инструмент для связи с болельщиками и лицо клуба в медийном пространстве. Именно в соцсетях клуб получил имиджевую пробоину международного масштаба, когда пришлось извиняться за «шоколадки, тающие на солнце». Нужно было всего лишь грамотно провести и адаптировать передачу аккаунта игроку, что уже многократно делали западные клубы. Такие вещи нужно контролировать.

    Контент должен дифференцироваться в зависимости от социальной сети. Сейчас у «Спартака» это один набор букв и ссылок, который ретранслируется одинаково на всех платформах.

    «Спартак», наконец, просто уступает по качеству контента конкурентам, которые уделяют этому больше внимания и вкладывают больше денег. При этом «Спартак» не может себе позволить веселиться в стиле «Енисея». Если и ловить хайп, то делать это нужно очень и очень тонко.

    Ограничить высказывания Федуна

    Многолетняя медийная беда «Спартака» — послематчевые комментарии Леонида Федуна, которые через неделю встают боком и ему, и команде. В 2015 году Федун «передал клуб в руки профессионалов» и на какое-то время даже замолчал. Продержался недолго и очень скоро опять заговорил ярко.

    Недавно «Спартак» покинул Денис Давыдов, вечно молодой и вечно перспективный. Федун называл его спартаковским Месси, и на пользу парню это точно не пошло. Клеймо стало дополнительным грузом, с которым Давыдов не справился и в 23 года отправился покорять ФНЛ.

    Из совсем свежего: Федун сказал «Спорт-Экспрессу», что в матче с «Краснодаром» был тот футбол, который он хочет видеть от «Спартака». Футбол был неоднозначного качества, и «Спартак» был ближе к поражению, чем к победе. Подобные публичные заявления — это дополнительное давление на тренера.

    Владельца «Спартака» нужно ограничить — два-три больших интервью в год. Не стоит размениваться на эмоциональные заявления. Хотя как журналист я фактически бью себя по рукам. Комментарии Федуна на выходе из VIP-ложи — едва ли не главный смысл похода на матчи красно-белых. Но «Спартаку» они зачастую идут во вред.

    Погасить конфликт с болельщиками

    Долгожданной победой в чемпионате «Спартак» полтора года назад добился невероятного уровня лояльности и обожания со стороны фанатов, а также мобилизовал «болельщиков запаса», которые подзабыли дорогу на стадион, но не отказали себе в удовольствии присоединиться к такому родному лозунгу «„Спартак“ — чемпион!».

    Особенность «Спартака»: клубу не надо бороться за болельщика. Роскошь для России, когда посещаемость напрямую зависит от результата и не надо ничего больше придумывать. Болельщики — ресурс, на основе которого «Спартак» должен развиваться. Клуб пока им не пользуется.

    За полтора года «Спартак» растранжирил максимальную лояльность со стороны собственных же болельщиков. Спартаковский бренд быстро стал ассоциироваться со скандалами, а не с медалями и кубками.

    Есть ощущение, что в доверии большой части болельщиков к клубу пройдена точка невозврата. Противоборство со своими болельщиками сродни гражданской войне — худшее состояние для клуба.

    Пути развития

    Первый — хирургический. В определенный момент полетят головы тех, кому была доверена исполнительная власть в клубе. Федун — человек импульсивный, это вполне возможно. Придет новый руководитель, который будет обречен выстроить все по-другому, иначе упрется в те же проблемы.

    Второй — консервативное лечение, которое всегда занимает больше времени. Нужно принять за основу внутри организации ценности, которым будут следовать все без исключения сотрудники клуба. Обязательный к исполнению регламент, который бы обеспечил логику действий. В том числе и понятную болельщикам. Чтобы не было никаких недомолвок и домыслов. Как, например, в истории с фотографией стадиона вместо изображения Карреры.

    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.