• «К началу следующего сезона вряд ли можно успеть». Когда пиво вернется на российские стадионы

    Тема возвращение пива на стадионы является одной из самых актуальных на сегодня в российском футболе. Юрист Юрий Зайцев подробно рассказал «360», как будет приниматься соответствующий законопроект, и сколько времени может занять этот процесс.
    «К началу следующего сезона вряд ли можно успеть». Когда пиво вернется на российские стадионы

    Пиво на российских стадионах не продается с 2005 года. Однако в связи с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира было сделано исключение. Турниры показали, что это абсолютно нормальная практика, и продажа пива не влечет за собой беспорядки на трибунах.

    «На мой взгляд, пиво возвращать нужно, — сказал „360“ генеральный директор оргкомитета „Россия-2018“ Алексей Сорокин. — Бесспорно, чемпионат мира показал, что в пиве на стадионах нет ничего страшного. На это могут быть разные взгляды, но спорить с этим объективно сложно. Хуже, когда люди заранее приводят себя такое в состояние, что не могут ни говорить, ни двигаться. Потому что знают, что ничего не смогут купить на стадионе, и им нужно сделать это с запасом за два часа».

    Вопрос о возможной продаже пива на российских футбольных стадионах был поднят сразу после чемпионата мира на Совете при президенте РФ по спорту. К этой теме вернулись сразу после того, как Александр Дюков был избран новым президентом Российского футбольного союза (РФС).

    «Рано на эту тему говорить. У Александра Валерьевича тоже есть достаточно сильное лобби в Правительстве, Думе и Совете Федерации. Мы понимаем, что необходимо делать какие-то шаги, чтобы вернуть пиво на трибуны. Это атрибут боления во многих цивилизованных странах. Ни в какие пьянки это не должно переходить. Думаю, этот вопрос может стать первостепенным, поскольку это поможет клубам получить доходы от рекламы и продажи продукции», — сказал «360» вице-президент РФС и глава Российской премьер-лиги (РПЛ) Сергей Прядкин.

    Юрист Юрий Зайцев подробно рассказал «360» механизм возвращения пива на стадионы и пришел к выводу, что сделать это к старту следующего сезона (июль 2019 года) будет сложно.

    Кто должен инициировать внесение законопроекта?

    Вероятны два варианта развития событий.

    Первый — законопроект через Госдуму вносит кто-то из депутатов. Чтобы он пошел дальше, нужно положительное заключение Правительства. Правительство рассылает его в министерства и получает от них комментарии. После этого сводятся комментарии от всех министерств, от аппарата правительства. Заключение присылается в Госдуму, в нем отражается, с чем они не согласны, какие у них есть замечания, что нужно поправить.

    Второй — законопроект вносится через Правительство. Сначала его разрабатывает одно из министерств. Например, министерство спорта. Затем законопроект направляется в аппарат правительства. Дальше оно так же рассылается во все министерства. От них приходят комментарии, дальше появляется какой-то текст, который сначала утверждается комиссией по законопроектной деятельности, а потом утверждается на заседании Правительства. После этого законопроект направляется в Госдуму.

    Как проходит принятие законопроекта?

    Дальше законопроект идет одним путем. Назначается профильный комитет. Заседающие в нем депутаты рассматривают законопроект, предварительно дают свои комментарии и замечания. Когда комитет согласовал законопроект, назначается первое чтение. Он рассматривается, за него голосуют, должны проголосовать большинством голосов. Когда законопроект принят, дается срок, как правило, не меньше 30 дней, для сбора поправок к законопроекту. Поправки могут давать депутаты, Правительство, президент.

    Когда все поправки собраны, опять происходит заседание профильного комитета. Там поправки смотрят — какие-то отклоняют, какие-то принимают. В результате появляется текст законопроекта ко второму чтению. Также он рассматривается депутатами, депутаты за него голосуют. После того, как законопроект принят во втором чтении, идет подготовка к третьему чтению.

    Если между первым и вторым чтением допукается внесение существенных поправок, которые могут значительно изменить текст, то между вторым и третьим чтением идет исключительно техническая подготовка — правят ошибки, запятые, но без изменения смысла законопроекта. Обычно между вторым и третьим чтением достаточно маленький промежуток времени, намного меньше, чем между первым и вторым.

    Когда вынесли законопроект на третье чтение, проголосовали за него, он считается принятым госдумой и направляется для одобрения в Совет Федерации, это верхняя палата парламента. У Совета Федерации бывает только одно чтение, он его одобряет, после чего законопроект направляется на подписание президенту. Президент принятый закон подписывает, после этого он публикуется в «Российской газете». С этого момента он вступает в силу, если иное не указано в законе.

    Сколько займет принятие законопроекта?

    Срок прохождения какого-то большого законопроекта, комплексного, может составлять год-полтора. Если здесь речь будет идти только о поправках рекламы и продажи пива, то сам законопроект не будет объемным, поэтому, думаю, за полгода такой законопроект можно принять.

    Конечно, такого жесткого срока нет, что должно быть обязательно полгода. Но исходя их опыта, даже самый простейший законопроект, в котором нужно переставить три слова местами в одной статье, он идет не меньше шести месяцев. Но если есть политическая воля, если всем структурам будет передано пожелание сделать как можно быстрее, то теоретически возможно успеть к началу следующего сезона. Но здесь тема достаточно непростая. Не думаю, что она очень быстро проскочит. Уверен, что со стороны Правительства и некоторых министерств будут замечания. Понимаю, что РФС и клубам это надо. Но когда сталкиваешься с этим на практике, то понимаешь, что в Правительстве не все разделяют эту идею. По моим ощущениям, к началу следующего сезона вряд ли можно успеть.

    Закон по чемпионату мира принимался вообще около двух лет. Его начали разрабатывать только в 2011 году, а приняли только летом 2013 года. Но там было не только про пиво, он был очень большой, поэтому так долго и шел. В этом законе было специальное исключение для спонсоров FIFA о том, что во время чемпионата мира можно размещать рекламу пива, которое является спонсором FIFA. А дальше, пользуясь случаем, был принят специальный законопроект, который подавали под соусом, что это делается для чемпионата мира, но который не имел никакого отношения к чемпионату мира, так как реклама пива уже была разрешена. Это касалось обычных соревнований — премьер-лиги, баскетбольных, хоккейных турниров и так далее.