20 мая 2019, 13:30

«Идеи правильные, теперь нужно их пощупать». Как реформы изменят детско‐юношеский футбол в России

Читать 360tv в

Александр Дюков начал свою деятельность на посту президента Российского футбольного союза с реформирования системы юношеских соревнований. «360» обсудил эти реформы с известными людьми в футболе, непосредственно задействованными в детском и юношеском спорте: Андреем Аршавиным, тренером «Зенита» U-15, Владимиром Кузьмичевым, директором школы московского «Локомотива», и Олегом Корнауховым, директором школы ЦСКА.

Реформа молодежного первенства

Сейчас молодежное первенство (или турнир дублеров) играется параллельно с турниром основных команд премьер-лиги. Игры проводятся, как правило, накануне матчей основных составов. Модернизация молодежного первенства подразумевает переход от U-21 к U-20, а через сезон возраст участников будет ограничен 18-19 годами. В следующем сезоне участие примут 16 команд премьер-лиги. Затем число участников, скорее всего, составит 18-20. Возможность участвовать в этом соревновании получат сильные школы и академии, даже если у них нет своих клубов на уровне РПЛ или ФНЛ.

Кузьмичев: Понятно, что ближайший год будет переходным, но мы с удовольствием приняли приглашение и двумя руками за. Потому что турнир дублеров на сегодняшний момент себя просто изжил.

Корнаухов: Турнира дублеров, каким мы привыкли его видеть, уже давно не существует. В свое время это был турнир, в котором играли ребята, которые только приходили из футбольных школ после выпуска. И для тех взрослых футболистов, которые могли бы там получать игровую практику или восстанавливаться после травм. Наверное, все это себя изжило, потому что из главных команд туда практически никого не спускают. То есть полноценного турнира дублеров уже нет.

Аршавин: Никто не знает, насколько эффективными будут эти реформы. Я лишь слышал, что проблемы существуют. Никто из команд не хочет играть в молодежном первенстве, поэтому его и реформировали.

Корнаухов: Важно проследить за тем, как ребята из турнира U-20 потом будут делать шаг в большой футбол. Ведь это все делается для того, чтобы растить футболистов и готовить их для основных команд.

Кузьмичев: Это маленький этап. Как раз тот самый, проблемный, который позволит ребятам перейти из юношеского футбола во взрослый, профессиональный. Там на год, максимум полтора, в зависимости от физиологии.

Создание турнира для игроков до 17 лет

Для унификации и систематизации юношеских соревнований будет создана лига U-17. В первом чемпионате примут участие 12 команд, которые находятся выше по рейтингу. Туда войдут школы и клубы премьер-лиги и те, кто не имеет клубов в премьер-лиге. Решение о дальнейших шагах пока не принято, обсуждается создание лиги U-15.

Аршавин: Я понимаю, что конкуренция нужна. Это ясно хотя бы на примере Петербурга, где есть две зенитовские академии. Очень мало матчей, нет конкуренции в городе. Например, наш возраст сейчас играет 65-70 игр в год, но из них максимум 25 с высоким уровнем конкуренции. Остальные соперники на городском уровне оказывают, к сожалению, малое сопротивление.

Кузьмичев: Играя в клубной лиге, мы имеем сильных спарринг-партнеров, таких как «Спартак», «Динамо», «Чертаново». Но это три-четыре команды. А когда мы выйдем на российский уровень, там все команды очень приличные. Это повысит уровень подготовки ребят.

Корнаухов: Для Москвы этой проблемы не существует, потому что мы здесь все играем между собой. Чемпионат Москвы очень сильный, здесь играют много хороших школ, остальные к ним подтягиваются. Для других — да, такая проблема существует для Казани, Краснодара, Питера.

Нужно попробовать сделать шаг вперед и дать выпускному году сыграть в большом чемпионате России со всеми переездами. Чтобы футболисты потихоньку подходили к более старшей возрастной категории.

Наверное, это правильно. Посмотрим, как это будет выглядеть. Пока мы все это не пощупаем, сложно высказывать какое-то мнение.

Предложения и пожелания

Аршавин: Во-первых, я бы по всей стране построил шесть-восемь академий, как у «Краснодара». Там сумасшедшие условия для детей, для развития футболистов. Думаю, она лучшая в Европе. А возможно, даже и в мире.

Я понимаю, что в Сибири 20 естественных полей не построишь, они там и не вырастут. И ухаживать за ними очень дорого. Я вообще за естественные поля, а побывав на чемпионате России, я узнал, что весь наш юношеский футбол играется на искусственных полях. Может быть, это, конечно, и не проблема, но я считаю, что играть нужно на естественных газонах.

Корнаухов: Важно двигаться пошагово и не перепрыгивать через несколько ступеней. Для этого и существуют U-17, U-19, где дети будут развиваться и расти.

Тренировочный процесс — это один из важных факторов. Не должно такого быть, чтобы дети постоянно играли, по несколько игр в неделю, и не находились в тренировочном процессе. Программа занятий должна быть правильно расписана: это полноценный недельный цикл, а в конце цикла — игра. Вот это будет правильно, и тогда дети будут лучше развиваться и расти в индивидуальном плане.

К​узьмичев: С того момента, как я руковожу академией, нет цели выиграть локальные соревнования. Есть периоды развития: физические качества можно развить и после 16 лет, а базу техническую и тактическую надо давать с 10 до 13 лет. До 10 лет — очень простое, базовое развитие. Ни в коем случае мы не будем делать упор на развитии физических качеств.

Нас абсолютно не интересует, какое место команда академии займет в том или ином соревновании. Выпуск 95 года, когда братья Миранчуки выпускались, выиграл на выпуске все три чемпионата России, хотя мы никаких целей перед тренером не ставили. Просто за счет того, что у нас была очень сильная командная и индивидуальная игра. Соответственно, очень много ребят дошло до больших команд уровня РПЛ и, я думаю, что не за горами и европейские чемпионаты.

Реклама

Реклама