03 января 2019, 11:00

Год раздумий и отстранение. Чего ждать от решения комиссии IBSF по российским бобслеистам

Читать 360tv в

История годичной давности получила продолжение в начале декабря. Пять российских бобслеистов отстранены от соревнований — в их числе действующие спортсмены Александр Касьянов, Алексей Пушкарев и Ильвир Хузин, а также завершившие карьеру Алексей Воевода и Александр Зубков, занимающий ныне пост президента Федерации бобслея России. «360» рассказывает, чего ждать от заседания комиссии Международной федерации бобслея и скелетона (IBSF), которое пройдет 3 января.

IBSF подошла к решению вопроса очень формально, иначе никак не объяснить почти год затишья по допинговым делам спортсменов. Слово «допинговые» в данном случае используется буквально, ведь Спортивный арбитражный суд (CAS) перед Олимпиадой-2018 признал этих спортсменов виновными в нарушении антидопинговых правил во время Игр в Сочи в 2014 году. И только изменил вынесенную ранее санкцию — не пожизненное отстранение от спорта, как предлагала комиссия Международного олимпийского комитета (МОК), а однократное, на Игры в Пхёнчхане.

Именно бобслеисты, а также лыжницы Юлия Иванова, Юлия Чекалева, Анастасия Доценко и хоккеистки Галина Скиба, Анна Шибанова и Инна Дюбанок вошли в число 11 спортсменов, чья вина в нарушении антидопинговых правил была признана и МОК, и судом. Результаты только этих спортсменов в Сочи были аннулированы. И если лыжницы и хоккеистки медалей не завоевали, то Зубков и Воевода были первыми в соревнованиях двоек и четверок. Касьянов с экипажем в Сочи стал четвертым, однако и этот результат аннулирован.

Как мы помним, МОК организовал работу двух комиссий по итогам доклада Ричарда Макларена о систематических нарушениях в российском спорте. Одна под руководством Самуэля Шмида изучала системность и причастность к этому российских чиновников, другая — во главе с Денисом Освальдом — рассматривала обвинения в адрес каждого из упомянутых российских спортсменов. В результате сначала все были признаны виновными и нарушившими антидопинговые правила. Спортсменам вменялось мошенничество с допинг-пробами и подмена их на чистые, чего, по мнению комиссии, без участия спортсмена сделать было невозможно.

Апелляции 28 спортсменов из 39 обжаловавших решение комиссии Освальда были удовлетворены судом полностью, тем самым подтвердился факт — достаточных оснований для обвинения спортсменов в употреблении допинга нет. А вот компании из 11 атлетов, в том числе бобслеистов, повезло меньше. Их пробы в Сочи, как следует из мотивировочной части по делу Зубкова, подвергались вскрытию и с ними могли быть проделаны манипуляции по подмене содержимого.

Спортсмены, продолжавшие выступать на соревнованиях IBSF, конечно не могли быть спокойны. И решение об отстранении не является чем-то экстраординарным — 13 декабря федерация объявила вердикт, предопределенный еще комиссией Освальда и CAS. И теперь 3 января независимая дисциплинарная комиссия IBSF должна окончательно решить вопрос — справедливо ли отстранение и, возможно, будут ли спортсмены дисквалифицированы в дальнейшем. Если федерации потребовался почти год на рассмотрение вопроса о временном отстранении от соревнований Касьянова, Пушкарева и Хузина, то, скорее всего, все обстоятельства и документы по их делам были изучены вдоль и поперек.

Вопрос по Зубкову стоит несколько иначе: спортивную карьеру тот уже завершил, но в настоящий момент он занимает пост президента национальной федерации. И если его отстранят от участия в соревнованиях в качестве официального лица, вскоре может встать вопрос о правомерности его работы в федерации.

Параллельно развивается другая история, конца которой не видно — Зубков, Воевода и ставшие с ними первыми в соревнованиях четверок Алексей Негодайло и Дмитрий Труненков обязаны вернуть золотые медали в МОК. Зубков в свою очередь рассказал ТАСС, что личного уведомления от комитета не получал, а значит говорить о возвращении медалей пока преждевременно.

Комиссия IBSF 3 января рассмотрит правомерность отстранения, а далее федерация может либо надолго заморозить этот вопрос, либо окончательно дисквалифицировать спортсменов. Ясно то, что в случае с бобслеистами сам факт нарушения антидопинговых правил уже был доказан в суде. И снова обращаться в CAS — даже если на это пойдут спортсмены — может оказаться пустой тратой времени.

Реклама

Реклама