• 24 ноября 2018, 12:00

    «Деньги присылали даже из России». Как испанский «Эйбар» спасли с помощью краудфандинга

    В субботу «Эйбар» в матче чемпионата Испании примет на своем 7-тысячном стадиончике мадридский «Реал». В последние годы матчи с грандами для скромного клуба из Страны Басков стали нормой, однако еще несколько лет назад «Эйбар» был на грани исчезновения и уцелел благодаря краудфандинговой кампании. Об одном из самых удивительных спасений в истории мирового футбола «360» рассказал директор международного департамента «Эйбара» Эдуардо Вальдес.
    «Деньги присылали даже из России». Как испанский «Эйбар» спасли с помощью краудфандинга

    «Эйбар» позиционирует себя как самый маленький клуб Ла Лиги, именно это указано в первой же строчке в описании в клубном аккаунте в Instagram. Нынешний сезон — пятый подряд и пятый в истории клуба в элитном испанском дивизионе. В прошлом году «Эйбар» стал девятым в таблице и до последнего претендовал на участие в еврокубках. Приезды «Барселоны» и «Реала» на малюсенький стадион «Ипуруа» стали привычным делом, но всего этого могло и не быть.

    Летом 2014 года, когда «Эйбар» готовился к дебюту в элите, вышел новый регламент, согласно которому уставной капитал клуба должен был составлять 1,7 млн евро. Для «Эйбара» это была заоблачная сумма, бюджет клуба был едва ли не самым низким в двух топ-дивизионах Испании. У руководства клуба было два пути — найти деньги или свалиться сразу в третий дивизион.

    «Это был очень драматичный момент, мы были в настоящей агонии, — поделился воспоминаниями Вальдес после выступления в Казани на форуме Sроrt Connect, организатором которого выступила Группа Интеррос. — Мы должны были принять окончательное решение, в каком направлении нам двигаться, но денег на повышение не было. У клуба было 15 дней, чтобы найти необходимую сумму, и тогда мы приняли решение запустить краудфандинговую кампанию».

    Она получила название Defend Eibar. Любой желающий мог купить акцию за 50 евро при единственном условии — в руках одного человека не могло находиться более 5 процентов. «Изначально эта кампания подразумевалась как национальная, но историю подхватили журналисты и она быстро разошлась по миру. В итоге мы получили деньги из 69 стран, участие приняли 11 130 инвесторов. В том числе и из России. Точных цифр сейчас не назову, но точно могу сказать, что в России есть фан-клуб „Эйбара“, в него входят 15 человек», — рассказал Вальдес.

    «У каждого вложения своя история, своя мотивация, — продолжил он. — Например, я общался с несколькими нашими инвесторами из Китая. Они сказали, что просто хотели поучаствовать в управлении живым футбольным клубом. Свежий пример. Несколько недель назад нам нужно было принять важное для клуба решение — строить новые тренировочные площадки или нет. Мы представили два проекта и спросили наших инвесторов, нужно ли делать это. Они выбрали один из них, через два года у клуба появится новый тренировочный центр».

    «Эйбар» развивается стремительно. Сегодня годовой бюджет клуба составляет 48 млн евро, кто бы мог предстаить подобное четыре года назад. Как любит повторять Вальдес, «Эйбар» находится в окружении гор и монстров. С горами все понятно — 27-тысячный городок расположен в глубинке Страны Басков на севере Испании у самого подножья Пиренейских гор. А монстры — это «Атлетик» из Бильбао и «Реал Сосьедад» из Сан-Себастьяна, большие соседи «Эйбара».

    Разрабатывая стратегию развития, в «Эйбаре» сразу определились, что на своей территории не развернешься — все уже давно заняли «Реал Сосьедад» и «Атлетик». В Испании «Эйбар» стал смотреть на юг, но даже это не ключевое направление. Клуб ориентирован на восточный рынок, уже заключен договор о сотрудничестве с японским клубом «Токио Верди». Продвижению в этом направлении поспособствовал полузащитник Такаси Инуи, отыгравший в «Эйбаре» три сезона, а затем перешедший в «Бетис».

    Кроме того, велись переговоры о сотрудничестве с клубом из Индонезии, молодежная команда «Эйбара» ездила в Узбекистан. Еще одно перспективный рынок развития — это Индия. Клуб уже нанял человека по фамилии Кумар в качестве директора по развитию бизнеса. Скромный баскский клуб должен найти отклик в стране с населением 1,3 млрд человек.

    Помимо глобальных проблем, «Эйбар» должен решать и локальные. Одна из них кажется очень милой. Более половины постоянных болельщиков «Эйбара» входят в возрастную категорию «65+». Понятно, что с этими людьми сложно работать в диджитал-пронстранстве, но и это не главная проблема. Не забывайте, что Эйбар — это горы, и старикам просто-напросто тяжело каждый раз спускаться к стадиону. Клуб заботится о своих болельщиках, и после лета 2014 года это не кажется такой уж серьезной проблемой.

    «Это было настоящее чудо! Не думаю, что кому-то в истории футбола удавалось делать что-то подобное», — история спасения клуба не перестает восхищать Вальдеса.