«Артем, ты дурак?», или уходящая память о чуде. Почему Дзюба лучший в 2018 году | 360°

25 декабря 2018, 13:00

«Артем, ты дурак?», или уходящая память о чуде. Почему Дзюба лучший в 2018 году

Читать 360 в

Колумнист «360» Илья Казаков не уверен, что Артем Дзюба был лучшим футболистом уходящего года. Но самым любимым точно был.

Это было в апреле в Туле. Я приехал к Артему Дзюбе на интервью, примерно представляя то, что он может сказать в ответ на накопившиеся к нему вопросы.

Тем для разговора было в избытке. Сборная, из которой он уехал прямо с австрийского сбора перед Кубком конфедераций и куда после этого больше не вызывался. «Усы», которые он показал Черчесову вместе с Кокориным и в отличие от одноклубника не рассказал еще — зачем. Ну и главное — чемпионат мира, где он мечтал сыграть, но шансы таяли с каждым днем.

Мы приехали чуть раньше, и когда Дзюба вошел в зал, где стояли камеры, я удивился тому, насколько он стал стройнее и одновременно накачаннее. Он выглядел как атлет, но куда интереснее оказалась другая произошедшая с ним перемена.

Дзюба почти не шутил. Его интервью было серьезным. Разговор до и после записи тоже шел в иной, необычной для главного нашего футбольного балагура манере.

Помню, как спросил его — вырвалось само собой — «Артем, ты дурак?», пытаясь понять, зачем он делает поступки, которые должны провоцировать других людей и зачастую его руководителей на достаточно жесткие ответные меры. Его зрачки на вопросе расширились, он сказал что-то про искренность и вслед за этим — о своих ошибках.

Со всей душой

Сейчас в это сложно поверить, но вот парадокс: Дзюба ехал на чемпионат мира в статусе игрока запаса. У Черчесова был разговор с Артемом — сначала телефонный, потом очный, — и, вероятно, в них они услышали что-то взаимно важное. Один — что его не списывают со счетов и дают шанс. Другой — что игрок готов сидеть в запасе, если так решит тренер, и не портить атмосферу в команде. Для Черчесова, как понимаю, в этом был главный риск: что ветеран и лидер раздевалки начнет бузить, выражая недовольство тренерскими решениями, и это отразится на других игроках.

Но они сумели довериться, хотя это поначалу не могло быть просто. Вероятно, из-за нужды друг в друге. Ведь не сломайся перед турниром Кокорин, скорее всего, Дзюбу в сборной мы бы больше не увидели. И Артем вложил в игру, в команду, в отношения с тренером всю душу. Дождался выхода на поле, когда, по словам Черчесова, «резьба могла сорваться», и вложил все, что накопилось внутри за долгое время, в свою игру.

Не факт, что именно Дзюба был лучшим игроком сборной на чемпионате мира. Акинфеев, Игнашевич, Черышев, Головин, Мариу Фернандес — на эту роль мог претендовать каждый. Но именно Дзюба стал летом народным футболистом. Парадокс, но только в сборной он нашел свою команду, возможно, впервые в карьере. Это было очень искреннее лето, и Артем совпал с нашими ощущениями от турнира на все сто.

Поэтому СМИ его сейчас признают лучшим игроком года. Это как уходящая память о чуде. Сборная сыграла так, как от нее не ждали. И возвращение Дзюбы — именно такое, каким мы его увидели, — тоже стало чудом.

Неудивительно, что осенью это был уже другой Дзюба. В футбольном и в личностном смысле. Он меньше стал шутить. И меньше стал забивать.

Потому что нужно было время, что прийти в себя и поверить, что он — лучший. Раньше он нам это доказывал — и не всегда успешно, а сейчас мы увидели это сами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама