facebook_pixel
  • 05 апреля 2019, 12:45

    Недочеты и низкое качество. Ространснадзор назвал причины аварии в Тушинском тоннеле

    Недочеты при проектировании Тушинского тоннеля на Волоколамском шоссе, а также низкое качество строительно-монтажных работ и материалов при его возведении в 2000 году стали причиной январской аварии на дамбе «Канала имени Москвы». К таким выводам пришла межведомственная комиссия Ространснадзора, проводившая расследование, сообщила пресс-служба ФГБУ «Канал имени Москвы».

    Недочеты и низкое качество. Ространснадзор назвал причины аварии в Тушинском тоннеле

    Завершить восстановление поврежденного гидротехнического сооружения планируется в июне 2019 года. При этом сроки навигации на внутренних водных путях Московского бассейна не изменятся: перевозки по рекам Центральной России начнутся по графику — 24 апреля.

    Для выяснения причин аварии потребовалось более двух месяцев. Для этого нужно было убрать снег, лед, иловые наносы, а затем демонтировать дамбу и вскрыть дно канала. На площадке работали геофизики и специалисты инженерной геологии. В изысканиях помогали рабочие и тяжелая техника — экскаваторы и бульдозеры.

    Члены Ространснадзора пришли к выводу, что главными причинами этого ЧП стали неучтенные на этапе проектирования тоннеля гидрогеологические условия, а также низкое качество строительно-монтажных работ и материалов при его возведении. Кроме того, заказчик проекта (ООО «Организатор») не выполнил ряд пунктов технических условий, которые были предоставлены «Каналом имени Москвы» в 1999 году.

    Также проектировщик (ОАО «Институт Гипростроймост») не учел факт высокой обводненности насыпных грунтов. В итоге они оказались переувлажненными. Большая часть воды (в том числе подземного происхождения) скапливалась в песчаных пазухах между стенками тоннеля и шпунтом, которые к тому же были плохо утрамбованы и стали магистральным путем для выхода влаги наружу. Специальных устройств для пропуска воды установлено не было. Не предусмотрели и контрольно-измерительную аппаратуру, которая должна была вести мониторинг обводненности.

    На основании этих фактов межведомственная комиссия Ространснадзора сделала вывод, что тоннель не был покрыт единым сплошным суглинистым слоем для обеспечения водонепроницаемой взаимосвязи экранов дамб и канала, а использованные при строительстве материалы имели отклонения от проектных характеристик.

    Завершить восстановление поврежденного участка «Канала» планируется в июне 2019 года. За основу будут взяты проектные решения 2000 года с доработкой и усилением отдельных узлов и элементов, обеспечивающих надежную работу глиняного экрана. Помимо этого, на участке над тоннелями необходимо установить дополнительную контрольно-измерительную аппаратуру. Стоимость работ может составить более 200 миллионов рублей. Чтобы не допустить простоя, проект реализуют в кратчайшие сроки: строительно-монтажные работы будут идти в три смены.

    Напомним, чрезвычайное происшествие случилось 10 января этого года. В результате размыва дамбы разрушился ее низовой откос, произошел провал грунта. В итоге из ее тела было вымыто около трех тысяч кубических метров грунта (это сопоставимо с объемом 200 самосвалов). Для устранения аварии «Канал имени Москвы» за пять часов опорожнил судоходный участок между шлюзами протяженностью более километра, сбросив в Москву-реку около 380 тысяч кубических метров воды. Движение по тоннелю восстановили в сжатые сроки.