• 01 августа 2019, 03:00

    Жесткий алгоритм. Каршеринг «Яндекса» будет банить за агрессивную езду

    Сервис «Яндекс.Драйв», предоставляющий легковые машины в аренду, начал тестировать в Петербурге новый алгоритм безопасного вождения. За агрессивную езду водителю ограничат доступ к дорогим автомобилям, а затем могут и вовсе забанить. Одним нововведение нравится из-за повышения безопасности на дорогах, другие считают, что алгоритм, наоборот, провоцирует ДТП из-за неукоснительного соблюдения правил в спорных ситуациях. Подробнее — в обзоре «360».
    Жесткий алгоритм. Каршеринг «Яндекса» будет банить за агрессивную езду

    Манеру вождения, а также целый ряд параметров машины «Яндекс» оценивает с помощью блока телематики. Это устройство, как сообщили в пресс-службе компании, считывает информацию с сотни датчиков. Затем алгоритм строит индивидуальную модель для каждого пользователя. На основе этой модели, куда входят данные о торможении, ускорении, усилии при нажатиях на тормоз, угле поворота руля за 10 последних поездок, система предсказывает вероятность попадания водителя в ДТП.

    Жесткий алгоритм. Каршеринг «Яндекса» будет банить за агрессивную езду | Изображение 1
    Источник фото: «Яндекс.Драйв»

    Если пользователь каршеринга ведет себя на дороге агрессивно — в «Яндексе» к такой езде относят, например, резкий старт и торможение, частые перестроения, — то его возможность использования сервиса ограничивают.

    Судя по скриншотам, опубликованным компанией, пользователям приходят сообщения «В последнее время вы ездили очень агрессивно. Поэтому теперь вам доступны только машины „На каждый день“».

    «Если водитель усмиряет пыл и едет плавнее», то со временем его репутация восстанавливается. «Если нет, то нет», — отметили в компании.

    После завершения эксперимента в Санкт-Петербурге он может быть распространен на другие российские города, добавили в «Яндексе».

    В пресс-службе компании пояснили ТАСС, что мониторинг безопасности поездок уже работает в «Яндекс.Такси». Благодаря ему более 90% таксистов, превысивших скорость, прекратили нарушать правила, с остальными компания рассталась.

    Жесткий алгоритм. Каршеринг «Яндекса» будет банить за агрессивную езду | Изображение 2
    Источник фото: «Яндекс.Драйв»

    Также в «Яндекс.Такси» тестируют технологию мониторинга агрессивного вождения при помощи смартфона, а не через автомобильные датчики, как в «Яндекс.Драйве». Резкое торможение, набор скорости, повороты и перестроения система фиксирует с помощью акселерометра в телефоне. В итоге водители-нарушители теряют доступ к заказам.

    Помимо соблюдения ПДД «Яндекс.Драйв» решил пресечь передачу управления машиной третьим лицам.

    «Даже если вы семейная пара. Даже если оба с водительскими правами, оба ездите на „Драйве“. Но однажды машина бронируется с аккаунта жены, а за руль садится муж. Или наоборот», — описывают ситуацию в компании.

    Там отмечают, что акт приема-передачи машины подписывает арендатор. И если за рулем не он, то его оштрафуют на 50 тысяч рублей. Если арендатор не находится в машине, — на 150 тысяч.

    «Передачу руля» также определит алгоритм.

    «Он сразу замечает, что пользователь, который всегда ездил одним образом, внезапно поехал иначе. Этот сигнал трактуется, как «передача руля», и отправляется нам. А мы уже связываемся с водителем и выясняем, кто же все-таки управляет машиной», — заявили в пресс-службе.

    Некоторые пользователи, прочитавшие пресс-релиз «Яндекса», оставили под ним одобрительные комментарии.

    «Банить, банить к такой-то матери, не дожидаясь ДТП», — считает Alexey S.

    «Давно пора, один раз чуть в аварию не попал, когда передо мной с парковки выезжал тип, газ в пол, руль в сторону, через две сплошные со свистом — и поехал себе дальше. А я чуть не въехал в него на своей», — согласен с ним Азат San.

    «Красавцы, „Яндекс“. Так держать!» — восторгается Андрей Мистулов.

    Другие пишут об ошибках алгоритма и недоработках «Яндекса».

    «Вы бы сначала научили свой алгоритм правильно и вовремя распознавать знаки. Он частенько считает, что нужно ехать 40 км/ч, когда такого знака и в помине нет», — отмечает, например, Дмитрий Чехин.

    Один из водителей, ставший жертвой алгоритма, отправил в «Яндекс» стихи с просьбой сжалиться над ним и выдать дорогое авто.

    Жесткий алгоритм. Каршеринг «Яндекса» будет банить за агрессивную езду | Изображение 3
    Источник фото: «Яндекс.Драйв»

    Известный автомобильный блогер, координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов заявил «360», что внедрение подобных алгоритмов — это закономерный этап в работе каршеринга.

    Дело в том, что каршеринговая компания несет большие убытки из-за водителей, которые не умеют управлять автомобилем или, наоборот, считают что они очень хорошо умеют управлять автомобилем

    Петр Шкуматов

    Шкуматов привел статистику, согласно которой за последний год рост аварий с участием взятых на прокат автомобилей составил 60%.

    «Поэтому рано или поздно каршеринговые компании должны были прийти к тому, чтобы фильтровать своих клиентов», — объясняет автоблогер.

    Жесткий алгоритм. Каршеринг «Яндекса» будет банить за агрессивную езду | Изображение 4
    Источник фото: РИА «Новости»

    По его мнению, использование машинного обучения — «абсолютно правильный выбор», а составление индивидуального профиля водителя может использоваться для идентификации конкретного клиента, так как «стиль вождения для каждого человека абсолютно уникален».

    Эксперт считает, что такая практика может помочь увеличить безопасность на дорогах, так как сейчас многие водители «опасаются каршеринговых автомобилей именно по причине того, что управлять этим автомобилем может абсолютно невменяемый человек».

    Некоторых эти доводы не убеждают. Так, Telegram-канал «Беспощадный пиарщик» разразился тирадой в защиту нарушителей ПДД, попутно критикуя главу службы корпоративных коммункаций «Яндекса» Илью Грабовского. Он первым сообщил в Facebook о новом алгоритме.

    «Правила, Грабовский, сделаны для того, чтобы водитель, зная их, мог их, в случае чего, осознанно нарушить, потому что главная цель — это безопасность движения, а не слепое соблюдение правил, согласно тупому алгоритму», — поучают авторы канала.

    Сервис «Яндекс.Драйв» работает в Москве с февраля 2018 года. В декабре того же года его запустили в Санкт-Петербурге.