• Больше беременных школьниц, чем в Монголии: почему сексуальное воспитание нужно вернуть в школы

    Больше беременных школьниц, чем в Монголии: почему сексуальное воспитание нужно вернуть в школы

    Сейчас в российских школах не преподают дисциплины, направленные на сексуальное просвещение школьников. Редакция «360» побеседовала с психотерапевтом и сексологом, чтобы узнать, почему сексуальное воспитание важно для подростка и как просвещаться, пока в наших школах «этому» не учат.

    «Это лучше, чем устаналивать автоматы с презервативами»

    Психотерапевт Владимир Файнзильберг считает, что сексуальное воспитание нужно вернуть в школы, но при этом родители тоже должны просвещать ребенка по таким вопросам.

    В семье лет в 10−11, думаю, уже можно говорить об этом. Конечно, определенную роль должна все-таки играть школа. Родители должны быть на подхвате, должны корректировать, разъяснять, объяснять те основы, что следует преподавать в школе

    Файнзильберг напомнил, что ранее сексуальное воспитание входило в отечественную школьную программу, и врач искренне недоумевает, почему сейчас оно вдруг отошло на задний план. Он отмечает, что в школах нередко есть психологи, но они, как правило, никак не касаются этой важной темы.

    Больше беременных школьниц, чем в Монголии: почему сексуальное воспитание нужно вернуть в школы | Изображение 1

    По его мнению, сексуальное воспитание в школах следует начинать примерно в четвертом классе, когда ребенку около 10 лет. Дисциплина должна преподаваться раздельно для мальчиков и девочек, считает специалист. Файнзильберг отмечает, что это должна быть именно отдельная дисциплина.

    На уроках биологии к этому можно только подводить. Был такой предмет — основы семейной жизни- что-то в этом духе. В свое время, лет 25 назад, когда нам, участковым врачам, вменялось читать лекции, это так и называлось — урок сексуального воспитания

    Файнзильберг заявил, что говорить с детьми в школе об «этом» гораздо нормальней, чем, например, молча устанавливать автоматы по продаже презервативов.

    Врач напомнил, что в некоторых западных странах уроки сексуального воспитания — нормальная практика. По его словам, часто они проходят в рамках занятий по подготовке к семейной жизни. «Детей настраивают на то, что сексуальная жизнь косвенно должна быть частью семейной жизни. Не говорят открыто о том, что у вас должна быть техника полового акта в независимости от того, что происходит у вас в душе, то есть из них не готовят любовников, половую жизнь скорее приравнивают к семейным реликвиям, плюс часто примешивается религиозное воспитание», — говорит он.

    По словам Файнзильберга, родителям тоже очень важно просвещать детей в вопросах секса, чтобы сформировать здоровое восприятие вопроса и избежать риска сексуальных отклонений.

    Когда родители объясняют, что такое секс, они не делают из этого тайны, в итоге дети смотрят на это как на естественное, обычное, ничего запретного. А те, кто подвергает кого-то сексуальному насилию, опираются только на инстинкты, на гормональную бурю, причины которой подросток сам себе не может объяснить, все происходит интуитивно, не регулируется разумом. Поэтому, корреляция прямая — если родители разъясняют детям, что такое секс и как им пользоваться, то такой ребенок будет гораздо более спокойно относиться к вопросам секса и пола.

    Недавно опубликованное исследование ученых из Университета Мельбурна показало, что оскорбительно сексуальное поведение было больше харатерно для тех, кто регулярно смотрел порно и при этом испытывал недостаток в сексуальном образовании и воспитании.

    Больше беременных школьниц, чем в Монголии: почему сексуальное воспитание нужно вернуть в школы | Изображение 2

    «Детей не нужно перегружать знаниями об интимной жизни»

    По мнению профессора Института психоанализа, сексолога Александра Полеева, сексуальное воспитание чрезвычайно необходимо для подростка, но к нему нужно относиться осознанно, сохраняя современный взгляд на вещи.

    Сексуальное созревание происходит у всех в разное время, но если говорить о школе, то в большинстве цивилизованных стран преподают основы или этику семейной жизни, и здесь, естественно есть глава о сексуальных отношениях.

    Как правило, такую дисциплину вводят в седьмом классе, то есть, примерно в 13 лет, но это не абсолютное требование, напоминает врач. «Во Франции, например, начинают примерно с нашего шестого класса, в Латинской Америке — даже немножко раньше», — отмечает Полеев.

    Подростка не нужно перегружать знаниями о сексологии: сексология не высшая матемитика, поэтому примерно 32 учебных часа в год вполне хватило бы. Прежде всего, подростку — ему или ей — нужны знания о контрацепции и том, как добиться личного удовлетворения. «Они должны понимать, что надо друг-друга стимулировать, что существуют эрогенные зоны и так далее», — говорит Полеев.

    Больше беременных школьниц, чем в Монголии: почему сексуальное воспитание нужно вернуть в школы | Изображение 3

    Он напоминает, что в отечественных школах уже более 20 лет нет дисциплин, связанных с сексуальным воспитанием. Недостаток социального воспитания сказывается напрямую — например, в России 54 беременности на тысячу школьниц, что выше показателя в Монголии, напомнил врач. Российских школьников просто бросили на произвол судьбы, утверждает Полеев.

    Как-то решили заказать новый учебник и прекратили преподавание. Заказали, заплатили деньги. РАН были выделены большие средства на то, чтобы собрать учителей биологии, чтобы они овладели этими учебниками — большим учебником на несколько лет для учеников и пособием для учителей, более серьезным. Речь должна была идти хотя бы о центральных областях России. Но все заглохло. Где деньги — три с половиной миллиона — неизвестно, и никакого подобного образования в российских школах не ведется.

    Ведение такого предмета требует определенного труда — издать новые учебные пособия, подготовить учителей биологии с помощью психологов и сексологов. «Российская академия образования эту работу делать не хочет, ведь надо отчитываться, где те три с половиной миллиона, которые выделили двадцать лет назад. А российские академики достаточно зарабатывают, чтобы своих детей и внуков лечить у сексологов», — отмечает Полеев.

    Расхожее мнение о том, что школьников может развратить лишь секс — большая проблема российского образования, говорит врач, и она свидетельствует о том, что современным академикам и детских психологам недостает соответствующих знаний.

    Читай также:

    «Порно — это фантазия, но людям об этом не говорят». Что происходит с секс-образованием в России