facebook_pixel
  • 18 мая 2016, 01:21

    Ученые выяснили, что в богатых семьях дети учатся лучше

    На успеваемость учеников больше влиял социально-экономический статус родителей, чем уровень школы.

    Ученые выяснили, что в богатых семьях дети учатся лучше

    Ученые из Высшей школы экономики провели исследование, в котором оценивали успехи в учебе первоклассников. Эксперимент, проводившийся в одном из регионов России, сравнивал показатели успеваемости в школах районного центра и в провинциальных учебных заведениях. По словам одного из авторов работы, Алины Ивановой, результаты оказались неожиданными, сообщил свежий номер газеты "Известия".

    Ученые предполагали, что школьники из крупного города учатся лучше, чем ученики районных школ. Также выше ими изначально оценивались успехи учеников лицеев и гимназий.

    Но результаты показали, что уровень школы имеет меньше значения, чем социально-экономический статус родителей. Например, самое большое влияние на оценки по математике оказывают стартовый уровень ребенка по этому предмету и социально-экономический статус его семьи, считают авторы исследования. И то, что в крупном городе успеваемость оказалась выше, ученые объяснили большим количеством детей из богатых семей. Почему это происходит, эксперты однозначно объяснить не смогли.

    "Когда мы об этом думаем, вспоминается теория социального капитала Пьера Бурдье. Он говорил, что семья транслирует свои ценности. Обеспеченные родители зачастую более образованны, у них дома лучше условия для развития ребенка, у матерей в таких семьях зачастую больше времени для занятий и общения с ребенком", - заявила Алина Иванова.

    По мнению зампредседателя Фонда поддержки образования, заслуженного учителя России Алексея Федорова, это напрямую связано с репетиторством.

    "Для моих коллег из одного из лучших лицеев Петербурга репетиторство - дополнительный серьезный заработок. И они работают в течение всего года, а не только в период подготовки к ЕГЭ. А детям из небогатых семей остается надеяться только на самообразование. Так что достижения многих передовых гимназий - это и работа теневого педагогического коллектива, который дотягивает их до высокого уровня. И это по карману только людям, которые получают достойную зарплату", - уверен Федоров.

    Директор московского центра образования №548 "Царицыно", член Общественной палаты Ефим Рачевский считает результаты исследования "очень обнадеживающими".

    "Благодаря целому ряду факторов исчезает понятие "образовательная провинция". Информационная доступность выравнивает шансы детей из сельской местности и всех остальных на получение качественного образования. А поскольку это дети первого класса, то их успешность сложилась не столько в период их обучения в школе, сколько в достаточно длительный период дошкольного детства - с трех до шести лет. Кстати, когда в 2006 году Россия стала лидером по функциональному чтению среди всех стран мира, то поиски причин привели к пониманию: корень успеха как раз в периоде дошкольного детства. Дети сегодня раньше начинают читать, у них достаточно разнообразные источники информации", - рассказал он.

    Рачевский отметил, что по новому закону "Об образовании" дошкольное образование официально стало уровнем общего образования. Это изменило роль детских садов, и дало жизнь множеству организаций, дающих дополнительное дошкольное образование. Уже стало нормой, что поступающий в первый класс ребенок умеет читать.

    Напомним, что американские психологи попытались выяснить, почему люди начинают путать имена знакомых людей или членов семьи, что становится причиной странной забывчивости, и как это происходит.