facebook_pixel
  • 18 февраля 2015, 00:00

    Третий день Масленицы. Лакомка

    Валерия Аверина о дне, когдатеща приглашает своего зятя на блины.

    Третий день Масленицы. Лакомка

    Про третий день масленичной недели для "360 Подмосковье" написала Валерия Аверина. Про широкий разгул, преображение русской деревни, тещах, зятьях и блинах - в колонке автора.

    Масленица – изначально языческий праздник проводов зимы, "перекочевав" сквозь века в православную культуру России, является своеобразной подготовкой людей в Великому посту. Это одна из теорий, почему в это время приняты гулянья, "хождение в люди", ломящиеся столы от еды. Масленицу называют "веселой", "широкой", "пьяной", "обжорной", "разорительницей".  Также историки и культурологи связывают традицию масленичных гуляний со старым календарем, когда новый год начинался 1 марта. В преддверии нового цикла (года) крестьянский народ заканчивал работу за неделю до предполагаемого дня и гулял, веселился и пировал.  Наша русская масленица стала синонимом самого широкого разгула.

    В масленичную неделю русская деревня совершенно преображается. Обыкновенно тихие, безлюдные улицы полны подгулявшего, наряженного народа: ребятишки, молодежь, старики – все высыпало из душных хат за ворота и всякий по-своему празднует широкую масленицу. И вправду, очень похоже на современный Новый год!

    В отдаленной древности была праздником, специально устраиваемым только для молодых супругов: для них пеклись блины и оладьи, для них заготовлялось пиво и вино, для них закупались сласти. И только впоследствии этот праздник молодых стал общим праздником. 

    В третий день Масленицы, который получил название "лакомка", во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники.

    На лакомку тещам принято угощать зятьев блинами и другими яствами. Таким образом демонстрировалось уважение тещи к мужу дочери и всей его семье. При этом накормить зятя раньше было довольно убыточно, поскольку по традиции блины пеклись и маленькие и большие, и молочные, и с икрой, и с селедкой. Это удовольствие было не из дешевых. Молодые в этот день одевались в те наряды, в которых были на свадьбе, и шли "к теще на блины".

    Как на Масленицу в среду

    Тещи ждут зятьев к обеду

    Те полакомиться рады –

    Им блины милей награды!

    В этот же день молодые неженатые парни и незамужние девушки катались с гор. Интересно, что над парнями, которым в этом году не повезло, и они не успели жениться, вся деревня подшучивала, придумывала разного рода "наказания", от которых молодые парни откупались угощениями - блинами и конфетами.

    Существует множество масленичных обрядов и обычаев, в которых центральное место предоставляется "новоженам". Сюда, например, относятся так называемые "столбы".

    "Столбы" – это в своем роде выставка любви. Обычай этот принадлежит несомненно к числу древнейших, так как, по своей ребяческой наивности и простоте, он ярко напоминает ту далекую эпоху, когда весь уклад деревенской жизни не выходил за пределы патриархальных отношений. Состоит этот обычай в том, что молодые, нарядившись в свои лучшие костюмы (обыкновенно в те самые, в которых венчались), встают рядами ("столбами") по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга.

    "Порох на губах!" – кричат им прохожие, требуя, чтобы молодые поцеловались.

    Не везде, однако, масленичные визиты на лакомку молодых проходят так мирно и гладко. В некоторых местах визит молодых к теще и поведение при этом зятя принимает иногда характер резко выраженной вражды. Это бывает в тех случаях, когда молодой считает себя обманутым. Тут уж, как ни старается теща "разлепешиться в лепешку" перед молодым, но он остается непреклонным. А случается, что и теща получит один-другой подзатыльник. Достойно примечания, что ни молодая, ни теща почти никогда в таких случаях не протестуют, так как сознают свою вину. Удивительно также, что тесть не только не останавливает зятя, но считает своим долгом поучить старуху, чтобы лучше смотрела за девками.

    Кроме "столбов" и обязательных визитов, в некоторых отдаленных углах северных губерний уцелели еще остатки весьма своеобразного масленичного обычая, в котором также фигурируют молодые и происхождение которого восходит ко временам очень отдаленной старины. Так, в Вологодской губернии крестьяне собирают с молодых дань, попросту говоря, требуют выкуп за жену, взятую из другой деревни.

    Вкусной и богатой вам Лакомки!