13 августа 2014, 13:37

Сергей Лисовский: "Запретом на импорт продуктов Владимир Путин подарил нам несколько дополнительных лет жизни"

Читать 360tv в

-

Как прожить без фуа-гра гурманам? Кому выгодны ответные санкции России? Помогут ли они возродить отечественное сельское хозяйство? Узнаем у эксперта. У нас в студии первый заместитель председателя Комитета СФ РФ по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский. Это "Интервью 360".

Реклама

 - Что за такой оригинальный стиль? Почему Вы сегодня в студии находитесь в таком необычном халате? 

 - Я буквально вчера вернулся из Таджикистана, объездил и северную, и южную часть. Основная тема переговоров - это увеличение поставок фруктов и овощей из Таджикистана в Россию, особенно в Московскую область, кстати. В частности, Андрей Юрьевич Воробьев поддержал группу инвесторов, и они сейчас создают систему цивилизованных оптовых сельско-хозяйственных центров вокруг Москвы. Один из них начал работать в апреле этого года, в Северном Домодедове. В этот центр на следующей неделе пойдут уже первые поставки. Он уже функционирует. Если нам удастся организовать межпарламентскую комиссию 17 октября, председатель парламента Таджикистана откроет первый таджикский павильон как раз в Северном Домодедове. 

 - А можно сказать, что те плодоовощные базы, которые существовали в советское время, сейчас нужно как-то возрождать? Потому что я знаю, что многие из них закрылись. Как они чувствуют себя сегодня?

 - В Советском Союзе была очень правильная система обеспечения продовольствием и его хранения. Понятно, что всегда есть нюансы и субъективные факторы, но системно это было все правильно решено. Потребкооперацию, которая собирала для этих баз продовольствие не только у крупных производителей, но и у средних и мелких производителей, мы разрушили, и, кстати, европейцы переняли наш опыт, и такие крупные плодоовощные базы, крупные центры переработки, торговли и подготовки крупных партий сейчас появились во всех странах мира. Например, в Германии только таких крупных центров, которые занимают от 100 до 200 гектаров, 52. Маленьких - около 200-т. У нас нет ни одного. Старые базы, Вы правильно говорите, себя изжили. Они в связи с развитием городов расположены в центре мегаполисов или крупных городов. Естественно, это усложняет и логистику, и дорожную ситуацию в городах, поэтому их надо выводить за пределы, на крупные магистрали, чтобы деятельность этих баз не мешала жителям того или иного региона, упрощала и удешевляла логистику. Только системный подход даст возможность наладить бесперебойную доставку продовольствия в Россию. Самое главное, чтобы она была качественная и недорогая. 

 - Сейчас Китай активно налаживает поставку в Россию овощей и фруктов. Неужели наш агрокомплекс не может справиться с этой ситуацией?

 - Куда они будут доставлять? У нас некуда поставлять. Хорошо, есть Московская область. Они приняли эту программу, да, я надеюсь, что за 3 или 4 года будут 3 крупных центра вокруг Москвы. Москва сейчас тоже делает один центр на Калужском шоссе, Петербург также начал такую работу, Нижний Новгород. Однако таких городов не так много. Для России нужно минимум 200 таких центров. Поэтому, конечно, государству нужно поддержать подобное, потому что регионы не обладают той финансовой мощью, которая есть у государства, и это должна быть федеральная программа развития таких оптово-сельскохозяйственных центров. Она была принята Минсельхозом в 2012 году, но до сих пор не обеспечена, как всегда, деньгами. Соответственно, это только бумага, которая ни о чем не говорит. Мы можем не только деньгами помочь, мы можем оказать помощь законодательно, потому что во всем мире, например, эти центры приравнены по статусу к сельхозпроизводителям. Отсюда вытекают много и налоговых, и административных, и структурных льгот для таких объединений. 

 - Сейчас уже что-то для этого делается? Какие-то инициативы рассматриваются?

 - Уже более двух лет находятся в правительстве, пока оно их не принимало. Надеемся, что сейчас ситуация изменится, то есть в сентябре мы начнем новую работу. Мы поднимем наши законопроекты, которые правительством были отклонены или положены в долгий ящик, и надеюсь, что у нас эта работа пойдет гораздо быстрее. Там еще один большой аспект существует. В 2010 году у нас был неурожай, засуха, тогда торговые сети сами начали заниматься импортом особенно плодоовощной продукции. Получилось так, что им настолько это понравилось, что они напрямую получали фрукты и овощи из-за границы, и российские производители просто выпали из этой цепочки. Просто их там не стало, они стали не нужны. Получилось так, что у нас торговля сама по себе. Получается, что наш сельхозпроизводитель вообще остался без торговой площадки. Особенно в сфере "фрукты-овощи". У нас основная проблема в плодоовощной продукции. 

- Многие сетевые  магазины, крупные торговые компании  установили такие высокие стандарты, что российских производителей просто не пускают на прилавки. Что это такое? Это реальная забота о покупателях или шантаж?

 - Нет, о покупателях торговые сети думают в последнюю очередь. Это система снижения собственных издержек и нежелание особенно работать. Конечно, с крупным поставщиком из Европы сотрудничать гораздо проще: он формирует партии, отвечает финансово, у него дешевые кредиты, поэтому сеть еще кредитует товарно, то есть с ним очень легко работать. Продукты, понятно, все достаточно спорного качества, и они не могут быть другими, потому что вся Европа перешла на интенсивное ведение сельского хозяйства. 

 -  Не получится ли так, что 30% населения, которые сейчас находятся за чертой бедности, просто останутся без доступных продуктов и будут есть еще меньше? Многие эксперты уже бьют тревогу. С одной стороны, конкуренция снизится, и цены отечественные производители поднимут. Это нормальная ситуация, наверное. С другой стороны, исчезнут доступные товары, такие, как украинский сыр и прочие. 

 - Эксперты - они же в кавычках. Это либо "знайки", которые все знают, но никогда ничего не сделали в жизни, и вторая категория - это ангажированные эксперты, которые, конечно, защищают интересы тех же торговых сетей. 

 - Хорошо, Ваша позиция?

 - Мы ничего не потеряем. Цены, я думаю, даже в данной ситуации могут понизиться, но государство должно жестко администрировать ситуацию со спекуляцией. Конечно, появятся сейчас спекулянты, которые попробуют воспользоваться данной ситуацией. Это естественно, это в любой стране происходит. Здесь надо государству быть готовым к подобным провокациям, и региональным властям в том числе. Потому что, например, я сейчас был в Худжанде, это юг Таджикистана, сравнивал оптовые цены на виноград, персики, яблоки, традиционные наши фрукты, которые мы привыкли употреблять. С учетом стоимости логистики и потерь при транспортировке получалось, что с торговой наценкой у нас цена на полке этого продовольствия должна быть процентов на 20 ниже, чем то европейское, которое лежит сейчас. Ниже должна быть цена. Качество просто несоизмеримое. У меня была пресс-конференция, на которой журналисты попробовали товары из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Ирана, Турции. Все мне говорили спасибо, вспомнили вкус детства. Действительно, это была такая поездка в мою юность. Те продукты, к которым я тогда привык и которые я уже забыл, я вспомнил, даже тот же плов, баранина. Качество баранины просто не описать, и она тоже может экспортироваться к нам в Россию! 

 - Вы говорите, а у меня уже запахи витают в воздухе. Не могу не спросить, "железный занавес",опять же, многие эксперты, не знаю, насколько Вы оцените их мнение, говорят о том, что он может опуститься, притом, довольно скоро. 

 - Понимаете, никуда он не опустится. Европейцы крайне прагматичны, это русская душа, мы романтики, мы считали, что в политике есть романтика, в международной торговле есть какие-то правила, есть приличия, есть совесть. Ничего такого у европейцев и американцев нет. У конкретных производителей есть, да. Я очень много работал с европейскими производителями и поставщиками. Это достойные, настоящие трудяги, но как только это уходит чуть выше, они, кстати, сами говорят о своих чиновниках, там исчезают все человеческие эмоции. Все чувства. Европа понимает, Америка, особенно, понимает только "дашь-на-дашь". Они нас не слышат до тех пор, пока мы не заставим слышать. Сейчас мы сделали первый шаг, я считаю, что Владимир Владимирович нам подарил несколько лет жизни, вот всем россиянам. 

 - Очень хочется, чтобы все положительные прогнозы, которые Вы сделали, оправдались. Спасибо Вам большое за интересный и, главное, полезный разговор. 

Реклама

Реклама