13 ноября 2018, 10:28

Семь часов допроса. Заседание суда по делу «Седьмой студии» отложили на 16 ноября

Читать 360tv в

Мещанский районный суд Москвы 13 ноября открыл очередное слушание по делу «Седьмой студии», чьи сотрудники обвиняются в присвоении 133 миллионов рублей из государственного бюджета. Средства были выделены на проект «Платформа», который возглавлял режиссер Кирилл Серебренников. На месте работает корреспондент «360».

В начале заседания судья Ирина Аккуратова спросила, есть ли у сторон ходатайства. Таковых не оказалось.

Реклама

Кирилл Серебренников начал давать показания. На нем футболка с надписью «Русь, чего ты хочешь от меня?». Вопросы режиссеру начал задавать прокурор.

Поддержать его пришли актрисы Чулпан Хаматова и Лия Ахеджакова.

Судья спросила у Серебренникова про высший орган АНО «Седьмая студия».

«Мы подписали с Итиным (Юрий Итин — экс-гендиректор „Седьмой студии“ — прим. ред.) устав. Я, как учредитель, имел право. Мы сделали аудит, и я понимал, что это в моем праве», — ответил режиссер.

Следующий вопрос — пользовался ли подсудимый своими правами учредителя в дальнейшем. Серебренников ответил отрицательно.

На вопрос о том, кто изготавливал печати и у кого они хранились, он заявил, что они находились в бухгалтерии. Более подробной информацией Серебренников, по его словам, не обладает.

О контракте с Минкультом Серебренников рассказал, что знал, что деньги должны быть потрачены на проект «Платформа». «Я не очень помню, но там было непонятно, технические вещи были не расписаны. Я подписывал творческие отчеты. Я не знаю финансово-технические вещи», — заявил подсудимый.

Судья задала вопрос о продюсере АНО Екатерине Вороновой. «Она сейчас где-то в Европе находится», — ответил Серебренников.

На вопрос, может ли он рассказать о затратах на мероприятия, подсудимый ответил отрицательно.

Отвечая на вопрос о своей зарплате, Серебренников сказал: «Вначале было меньше — 80 тысяч. Я просил прибавить мне зарплату — выяснилось, что это семь дней в неделю, 24 часа. Потом я получал 100 тысяч».

Судья спросила, известно ли Серебренникову о наличии корпоративной карты в АНО «Седьмая студия». Подсудимый заявил, что узнал о ней после заведения дела. По его словам, интереса к этому у него не было.

Я придумал этот проект, я его автор, при этом я понимаю, что не отвечаю за экономику. Я просил о повышении гонораров художникам и артистам, потому что они говорили, что мало платят и невыгодно работать

Судья спросила, проводились ли мероприятия «Седьмой студии» на территории «Гоголь-центра» с 2011 по 2014 год. «Когда мы открылись после реконструкции, спектакли были введены в репертуар в рамках проекта „Платформа“», — ответил режиссер.

Защита попросила огласить том дела 219 с расписками, кто какие деньги давал. Судья читает, что деньги были приняты Малобродским от Серебренникова «на текущие расходы». Упоминается сумма 20 тысяч долларов.

К трибуне пригласили экс-продюсера «Седьмой студии» Алексея Малобродского.

Адвокат попросил его рассказать, что представлял собой проект «Платформа». «Идея возникла без моего участия, в воображении Серебренникова. О ней я узнал при знакомстве с Серебренниковым в конце марта — начале апреля 2011-го», — заявил Малобродский. Он отметил, что это был масштабный проект по пропаганде современного искусства.

Он добавил, что на «Платформу» его пригласил Итин, но решение о сотрудничестве было согласовано с Серебренниковым. «Несколько встреч произошло с обсуждением проекта. Первое предложение получил от Итина», — заявил экс-продюсер «Седьмой студии».

На вопрос об отношениях с Итиным Малобродский ответил, что коммерческие или деловые отношения их не связывали.

Судья спросила, требовал ли Итин выполнения каких-то дополнительных обязанностей. Алексей Малобродский ответил отрицательно. По его словам, формально он подчинялся Итину. «Но будучи генеральным продюсером — художественному руководителю, который давал творческие задания», — добавил Малобродский. Он также заявил, что получал зарплату 100 тысяч рублей.

Малобродский рассказал, что они с Серебренниковым общались ежедневно. Все, что происходило, — совместное дело. Малобродский не брал на себя смелость принимать решения, которые могут отразиться на творческом процессе.

«Решения, за которыми требовались существенные траты денег, я советовался с Итиным и получал от него одобрение. Бухгалтерия готовила отчетные документы — как бухгалтерского учета, так и управленческого. Но характер и объем мне неизвестны», — заявил экс-продюсер «Седьмой студии».

Малобродский подтвердил, что Итин выписывал на него денежную доверенность. Сам экс-гендиректор был в Ярославле. Доверенность появилась, чтобы Малобродский мог представлять интересы «Седьмой студии».

«Во время моей работы я никогда не подписывал договор с ИП Серебренников», — заявил Малобродский.

Судья рассматривает 242-й том дела. Адвокат спрашивает, подписывал ли Малобродский договор от 1 сентября 2011 года (первый день работы экс-продюсера в проекте «Седьмая студия») с Синельниковым (предприниматель Василий Синельников — прим. ред.).

Малобродский говорит, что подпись в договоре поддельная. «Ранее, когда адвокат Харитонов предлагал исследовать эти документы, нумерация страниц в деле не совпадает. Это характеризует уровень доказательной базы», — заявил экс-продюсер.

Малобродский указал на нарушения: «Следствие взяло документ 2013 года, приложило документы годичной давности. С моей точки зрения, это явная фальсификация. Очередной подлог следствия, на который не обратила внимания прокуратура».

Адвокат просит обратить внимание на 56 том, где тоже есть договор, подтверждающий финансовые отношения с ИП Синельников. Малобродский говорит, что не помнит его.

Лия Ахеджакова громким шепотом комментирует допрос: «А где Масляева (Нина Масляева - бывший главный бухгалтера «Седьмой студии» - прим. ред.)? Она же главная. Как ловко ее вывели!»

Подсудимому предложили ознакомиться с договором от 2011 года. По словам Малобродского, это один из договоров, которые были заключены с различными физическими и юридическими лицами в процессе подготовки проекта «Ария».

«Елена Тупосева курировала направление современный танец. Она понимала, что мы в затруднительном положении. У нас могли возникнуть проблемы со своевременной оплатой. Мы заключили договор, чтобы они проплатили расходы, которые мы потом вернем», - заявил экс-продюсер.

Адвокат Ксения Карпинская спросила, просил ли Малобродский кого-нибудь ставить подпись за него. Подсудимый ответил отрицательно.

С моего ведома никто и никогда не подписывал документы за меня. В период своей работы я почти круглосуточно находился на „Платформе“ и мог справиться с этой задачей

Адвокат спрашивает, был ли Малобродский знаком Серебренниковым до «Платформы». Ответ отрицательный.

На вопрос обсуждался ли функционал, подсудимый сказал, что его задачей была организация творческих задач. «Серебренников подчеркнуто сторонился распорядительных функций. Он всегда настаивал, что сфера его деятельности - творчество», - заявил Малобродский.

Карпинская интересуется, чем занимается «высший орган» АНО «Седьмая студия». «Функции этого органа сводятся к тому, чтобы увольнять генерального директора, организовать аудит и тому подобное. Я никогда не понимал участие в заселениях такого органа», - заявил Малобродский.

Адвокат спрашивает про Масляеву. Подсудимый ответил, что они познакомились в начале лета 2011 года. «Мы нуждались в грамотном специалисте в области финансов. Масляеву мне представил Итин. Встречались, как правило, в кафе рядом с театром „Модерн“, где работала Нина Леонидовна. Я информировался ее о мероприятиях, прогнозах на затраты. На основе этих данных можно было сделать некий прогноз по финансированию», — добавил экс-продюсер.

Малобродский говорит спокойным голосом.

Адвокат уточняет, сообщала ли Масляева, что была судима. «Нет. У нас сложились сложные отношения. С моей точки зрения, свои обязанности она выполняла недобросовестно. У меня было твердое впечатление - это не тот человек, который необходим проекту», - заявил подсудимый.

Он добавил, что считает ее недостаточно компетентной и работоспособной.

«Свои претензии я изложил Итину и ставил вопрос, чтобы мы пригласили на эту должность другого человека. Но мой запрос не был услышан. Между нами не было пламенной дружбы, но отношения были корректными. Мы понимали, что обречены работать вместе», - сказал Малобродский.

Карпинская спросила, знал ли он о зарплате главного бухгалтера. «У Нины Леонидовны была самая высокая зарплата в организации — 150 тысяч рублей. Это вызывало мою ревность, не буду скрывать», — заявил подсудимый. (Малобродский и Серебренников получали в 1,5 раза меньше - прим. ред.)

Адвокат Карпинская просит приобщить к делу письмо с компьютера Малобродского. Подсудимый считал, что его зарплата должна быть выше и обратился с этим к Серебренникову. Это письмо не было занесено в протокол. В компьютере сохранилась переписка.

Серебренников пишет: «Дорогой Леша! Это очень неловкий разговор. Письмо не по адресу, могу лишь дать вам взаймы. Насколько я знаю, на «Платформе» сейчас нет денег совсем. Буду вам благодарен, если вы и мне поднимете зарплату. Искомая вами сумма в 200 тысяч и мне нравится».

Малобродский рассказал, как познакомился с Софьей Апфельбаум. Она заведовала театральным отделом департамента поддержки современного искусства и творчества в Минкульте. Малобродский писал письмо с просьбой о поддержке проекта «Оперетта понарошку». Знакомство возобновили с началом подготовки проекта «Платформа», изредка встречались.

Карпинская спросила, сообщал ли подсудимый Софье Апфельбаум недостоверные сведения о творческой составляющей проекта «Платформа». Ответ отрицательный.

Кроме того, Малобродский рассказал, что познакомился продюсером АНО Екатериной Вороновой в 2011 году. Он не знает, кто пригласил ее на работу. Упомянул, что Серебренников был знаком с ней раньше. Екатерина тоже была недовольна своей зарплатой, с чем и обращалась к Малобродскому. Обговаривалось, что Воронова будет совмещать работу на «Платформе» с чем-то еще. Но на практике это было невозможно. По слова подсудимоего, Воронова была полезным работником - отдавала проекту много времени, хорошо знала английский и немецкий, переводила документы и общалась с иностранцами на площадке.

Адвокат спросила, каким образом осуществлялся прокат спектаклей «Платформы» на сцене Гоголь-центра.

«Мы, формируя репертуар в Гоголь-центре, эксплуатировали спектакли, принадлежавшие АНО «Седьмая студия». Мы выплачивали определенные суммы денег», - сказал Малобродский.

Размеры сумм определялись по-разному. «В какой-то момент, мы договорились, что в договорах будет включена минимальная сумма. То есть если сбор на продажу спектакля составляет полтора миллиона рублей, а издержки больше, мы оговаривали фиксированную сумму. Это был найденный баланс», - добавил подсудимый.

После перерыва в суде продолжается допрос Малобродского.

«Хотел бы добавить. Никогда театр имени Гоголя не отчитывался за постановку спектаклей «Седьмой студии» перед Минкультом. То есть никакого «задвоения» средств не было. Но в отчетах фигурировало количество билетов, которые мы продавали при показе спектаклей», - заявил подсудимый.

Адвокат спросила, на какие средства были организованы мероприятия «Седьмой студии» до того, как было получено финансирование.

Ни на какие. Люди работали бесплатно из интереса к проекту

По словам подсудимого, кроме него, в проекте на подготовительном этапе принимали участие Итин, Серебренников, кураторы направлений - Елена Тупосева, Сергей Невский, мультимедиа - Алексей Шульгин и Аристарх Чернышов. Екатерина Воронова, Анна Беляева, Дарья Коваль присоединилась позднее.

«Я могу утверждать, что стоимость подавляющего большинства наших мероприятий, была, вопреки лживым утверждениям, занижена. Стоимость наших проектов ниже рыночных. Это подтвердила бы добросовестная экспертиза», - говорит Малобродский.

По словам адвоката Карпинской, следствие утверждает, что Апфельбаум внесла в конкурсную документацию условия, обеспечивающие «Седьмой студии» преимущество перед другими участниками. «Бредовая формулировка», - ответил Малобродский.

В октября 2011 года подсудимый познакомился с Синельниковым. Малобродский, отвечая на вопрос адвоката, заявил, что коммерческих отношений с ним не имел. «Он был представлен как человек, который мог бы выполнять заказы по изготовлению декораций и прочей работы», - сказал подсудимый. Представила его Масляева.

Малобродский сказал, что не помнит, чтобы услугами Синельникова пользовались. А вот в рамках Гоголь-центра он выполнял два контракта.

Адвокат Карпинская обращает внимание судьи на то, что в деле есть документы, указывающие на сотрудничество «Седьмой студии» и Синельникова. «Это явно очередное жульничество следствия», - говорит Малобродский. Он уверен, что Синельников сотрудничал только с Гоголь-центром.

После перерыва с подачи Карпинской инициируется разговор об экс-бухгалтере. Нина Леонидовна, по словам Малобродского, всегда жаловалась на недостаток денег, тем не менее, в материалах уголовного дела есть сведения, что она купила Синельникову автомобиль. «Сейчас мне очевидно, что они были близки», - сказал подсудимый. 

Разговор заходит о линейных продюсерах. Они на первом этапе чаще других пользовались наличными деньгами. В тех случаях, например, когда поставщик готов отпустить товар только когда придет квитанция об операции из банка, а товар нужен завтра. И в этом случае Малобродский говорил или писал главному бухгалтеру, что подтверждает необходимость этих расходов.

Большое количество операций совершалось наличными деньгами, в чем я никогда не видел ничего незаконного. В то же время мне казалось, что было бы правильнее пользоваться безналичным расчетом

Принято решение отложить заседание суда на 16 ноября на 10:00. Это связано с угрозой для здоровья подсудимого Малобродского. Несколько раз в течение допроса он жаловался на плохое самочувствие.

Уголовное дело в отношении некоммерческой организации АНО «Седьмая студия» было возбуждено еще в 2015 году, но только спустя два года оно получило широкий общественный резонанс. В мае 2017-го прошли обыски в «Гоголь-центре», художественным руководителем которого был Кирилл Серебренников. Позже его квартиру также осмотрели. Самого режиссера задержали 22 августа 2017 года в Санкт-Петербурге, во время съемок картины «Лето», и этапировали в Москву.

В это же время Следственный комитет РФ открыл уголовное дело по факту хищения бюджетных средств в особо крупном размере. Следствие заявило, что руководители «Седьмой студии» в период с 2011 по 2014 год похитили порядка 200 миллионов рублей. Эти деньги они получили от Министерства культуры для проекта «Платформа».

Главными фигурантами дела стали режиссер Кирилл Серебренников, экс-продюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский, бывший гендиректор организации Юрий Итин и бывшая сотрудница Минкульта Софья Апфельбаум.

В основу обвинения легли показания главного бухгалтера «Седьмой студии» Нины Масляевой. Женщина стала единственной, кто согласился на сотрудничество со следствием, а также признала вину. Остальные фигуранты дела ее показания отрицают.

Реклама

Реклама