13 мая 2019, 16:15

Российские ученые впервые превратили золото в «двумерный» материал

Исследователи из Центра фотоники и двумерных материалов МФТИ выяснили, что золото можно превратить в практически «плоскую» двумерную структуру. Для этого необходимо прикрепить его атомы к особой подложке из соединения молибдена и серы. Новую технологию можно будет использовать при создании прозрачной электроники. Об этом сообщили в журнале Advanced Material Interfaces.

"Мы ожидаем, что в области квазидвумерных металлов все только начинается. Еще вчера они были недоступны даже для ученых. Сегодня можно говорить о больших перспективах предложенной нами технологии для гибкой и прозрачной электроники. Хотелось бы завтра увидеть ее в производстве, и мы над этим работаем", — заявил директор Центра фотоники и двумерных материалов МФТИ Алексей Арсенин,

Специалисты отметили превосходную электропроводность пленок золота толщиной в единицы нанометров. Благодаря этому может появится новый класс оптических метаматериалов, потенциал которых поможет создать самые неожиданные технологии. В качестве примера ученые привели мантию-невидимку Гарри Поттера, которая сможет стать реальностью в будущем, так как новый материал полностью прозрачен для света.

Кроме того, с помощью полученной структуры нейрофизиологи смогут создавать очень точные наборы электродов, которые позволят подключать различные «гаджеты» к мозгу человека или животных.

Ученые долгое время считали, что существуют только полностью «трехмерные» материалы, которые имеют высоту, ширину и длину. Только в начале 50 годов прошлого века физики-теоретики смогли доказать, что природе могут существовать «плоские» атомные структуры.

В настоящее время известно уже более сотни двумерных материалов. Все они обладают необычными свойствами, благодаря которым их применяют в самых разных сферах от биомедицины до аэрокосмоса.