28 января 2019, 06:34

Россиянам предложили продавать свои персональные данные

Читать 360tv в

Россиянам предложили дать возможность продавать свои персональные данные. Как стало известно газете «Коммерсантъ», авторы идеи — Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) — оценили такой продукт в 60 тысяч рублей в год.

Фонд подготовил проект поправок в закон «Об информации», поскольку, по их мнению, сейчас нет однозначного ответа на вопрос, кому принадлежат персональные данные. Это приводит к тому, что операторы передают данные о клиентах на коммерческой основе без согласия субъекта.

Авторы поправок предложили ввести термин «деперсонализированные данные». Эти данные граждане могут продавать на разных условиях, в том числе давая согласие на обработку и передачу третьим лицам. Бизнес сможет покупать эти данные, а при их дальнейшей перепродаже гражданин будет получать проценты от сделок.

По мнению специалистов фондов, это изменение позволит зарабатывать людям, а также привнесет «в казну несколько миллиардов рублей» за счет налогов. Кроме того, появится инструмент легального обмена пользовательскими данными.

Глава департамента по развитию фонда «Сколково» Сергей Израйлит, в свою очередь, заявил, что концепция красивая, но требует законопослушности всех участников цепочки. Кроме того, ожидания размером в 60 тысяч рублей в год завышены. По его мнению, продажа персональных данных принесет россиянам лишь пару тысяч рублей, и это вряд ли заставит их регистрироваться в качестве самозанятых, а значит не принесет дополнительных налогов.

Основатель и технический директор DeviceLock Ашот Оганесян согласен, что сумма заработка завышена. По его мнению, при таких расчетах должны выплачиваться триллионы рублей, хотя весь рекламный рынок оценивается в 450 миллиардов рублей. Он также заметил, что изменения приведут к выгоде, прежде всего, держателей big data.

«За счет слова „деперсонализация“ он открывает практически безграничные возможности торговли клиентскими данными и снимает ответственность за их утечки. Просто из данных будут исключены фамилия, адрес и телефон, а добавлен, например, рекламный ID. При этом эксперименты показывают: достаточно совместить совсем небольшой объем деперсонализированных данных, чтобы с высокой точностью привязать их конкретному человеку», — сказал Оганесян.

Роскомнадзор пока не прокомментировал инициативу.

Реклама

Реклама