14 июня 2015, 10:00
Ради чего молодые люди уходят в ИГИЛ
-
Студентка МГУ Варвара Караулова пропала в Москве 27 мая. Ее следы были обнаружены в Турции, откуда она, предположительно, могла направляться в Сирию, чтобы присоединиться к террористической организации Исламское государство. 4 июня она была задержана турецкими властями на границе с Сирией. 12 июня студентка прибыла в Москву, где ее должны были допросить следователи. Эта история взбудоражила общество и вызвала широкий резонанс в СМИ.
Реклама
Почему молодые люди готовы присоединиться к террористической организации и куда обращаться, если это произошло? На вопросы "360 Подмосковье" ответили кандидат психологических наук, научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Рикель и доктор исторических наук, востоковед Алексей Малашенко.
Отвечает Александр Рикель
– Исламское государство – ультраконсервативная террористическая организация. Если верить информации СМИ, это "людоедская" тоталитарная секта. Почему молодые, перспективные, одаренные ребята уходят в ИГИЛ – выбирают такой странный путь для самореализации? Чего они ожидают от этой террористической организации?
– Каждый ищет свои пути самореализации, и у каждого этот путь может быть рассмотрен с позиции условной нормы и патологии. Что такое странный путь самореализации? Странным его называем мы, поскольку для большинства людей нормативно реализовывать себя через поступление в университеты. То, что делает большинство людей, мы считаем нормальным. То, что делает очень малое количество людей, мы считаем ненормальным. И в этом смысле это зыбкая грань между тем, что нормативно и что патологично. Понятие об этом опирается исключительно на представления большинства о норме.
Тем не менее, мы можем исходить из каких-то рамок морали, потому что, вы правильно сказали, организация является "людоедской", и в этом смысле она является негативной для развития общества. В этом плане мы назовем такой сценарий и вариант самореализации негативным. Что же делает его более привлекательным? Тут могут вступить различные социально-психологические законы, связанные с формированием закрытых обществ, закрытых групп, закрытых структур. Элитарные, уникальные, малочисленные общности, как правило, объединенные какой-то потенциальной идеологией, всегда были интересными людям.
– То есть это выбор какой-то ролевой модели?
– Тут многое зависит от того, что понимать под ролевой моделью. Скорее, здесь речь идет о том, что, если мы говорим о норме и патологии, то понятно, что семя какой-то такой пропаганды, манипулирования, оно должно упасть на благодатную почву. Человек должен обладать каким-то набором личностных качеств, быть внушаемым, быть с определенной возможностью близости к каким-то психическим отклонениям для того, чтобы он, как элемент мозаики, подошел под эти манипулятивные технологии.
Вот пошла девушка учиться на философский факультет, могли бы быть какие-то у нее внутренние психические проблемы или склонность к ним. Она пыталась найти вариант для самореализации в рамках философского факультета. Ей предложили гораздо более радикальный вариант самореализации, чем предлагал ей философский факультет. Она оказалась восприимчива к таким моделям. Так, видимо, этот пазл и сложился.
– Таким образом, в этом вопросе все индивидуально?
– На самом деле у людей, которые попадают в различного рода тоталитарные секты, конечно, есть какой-то определенный социально-психологический портрет. Не являясь крупным специалистом именно по психологии сект и таких тоталитарных организаций, можно предположить некоторые склонности, например, склонность человека к каким-то психическим заболеваниям ближе к шизофрении (вялотекущая или на грани), плюс большая подверженность к каким-то манипулятивным технологиям. Все это также "помогает" человеку оказаться в рядах адептов подобных организаций.
– Является ли на данный момент Варвара Караулова студенткой МГУ?
– По моим данным, она до сих пор числится студенткой, но ее могут отчислить по объективным причинам: она не явилась на экзаменационную сессию. Так что у нее есть как минимум такие основания для отчисления.
– Простой вопрос: как быть родственникам, друзьям, близким таких людей? Как можно определить, что человек попал под влияние?
– Забавно, что вы самый сложный вопрос называете простым. Для меня это самый сложный вопрос, потому что здесь еще меньше четких рецептов, чем во всем нашем предыдущем разговоре. Здесь вступает в силу большое количество личностных особенностей. Мне этот вопрос напоминает вопрос о том, как родителям распознать, что ваш ребенок стал увлекаться наркотиками. В принципе, есть определенный набор каких-то определенных качеств, каких-то особенностей поведения. Однако этот набор нельзя бездумно применять к каждому.
Например, родители этой девушки Варвары говорили, что их не удивило появление у дочки в семье на полках исламской литературы, в частности Корана, потому что она училась на философском факультете. Их так же не удивило то, что она заинтересовалась арабским языком, потому что она и до этого интересовалась языками. А то, что она перестала в какой-то момент носить нательный крест, родители могли не заметить, в чем в принципе тоже нельзя их обвинить.
Пожелать иного, кроме как быть внимательным к неожиданным изменениям в человеке, нельзя. Попадание в секту сильно меняет поведение человека, поскольку идентификация себя такой группой очень сильная, и она не может поменять человека слабо. Естественно, при первом же понимании того, что человек поменял свое поведение по таким причинам как секта или наркотики, нужно бить тревогу.
Отвечает Алексей Малашенко
– Можно ли определить, что близкий вам человек стал жертвой вербовщиков?
– Я не психолог и не врач. Есть некоторые косвенные внешние признаки, такие, как ношение хиджаба – если помните, про эту девочку писали. Но от ношения хиджаба до автомата Калашникова и взрывчатки – долгий процесс. Да и барышню эту звали туда вести преподавательскую деятельность, учить людей русскому языку.
– Что следует делать, если человек уехал или собирается уехать?
– В первую очередь, нужно задать вопрос себе: почему близкий человек, находящийся рядом с вами, выбрал именно такую стезю. Есть влияние, которое перевешивает влияние семьи – вот что главное. Как же так-то? Ты, например, православный или атеист, а дочь твоя пошла в ислам. Неубедительно себя вел, возможно, именно своим поведением подтолкнул человека.
Я считаю, что это очень сложный, религиозно-политический процесс со множеством побочных культурных, социальных, психологических побочных явлений. Это очередной виток в развитии человеческого общества, не нужно истерик.
Реклама
Реклама