facebook_pixel
  • 22 февраля 2015, 09:00

    Прощеное воскресенье и Великий пост

    О Прощеном воскресенье и подготовке к Великому посту 360 Подмосковье рассказал епископ Балашихинский Николай, викарий Московской епархии.

    Прощеное воскресенье и Великий пост

    Подходит к своему завершению масленичная неделя. О том, как Русская православная церковь относится к празднику Масленицы, Прощеном воскресенье и подготовке к Великому посту "360 Подмосковье" рассказал епископ Балашихинский Николай, викарий Московской епархии.

    - Здравствуйте, спасибо, что согласились принять нас, тем более в эти предпраздничные дни график у вас напряженный. Масленица в мирском сознании является праздником скорее языческим, чем христианским. Все сложно переплетено и запутано до невозможности. Кто бьется стенка на стенку, кто сжигает чучела, кто-то ходит в церковь, а кто-то - прыгает через костры. А как относится к блинной неделе сама Православная церковь?

    - Видите, ли, у Церкви всегда были возможность и желание, если так сказать можно, воцерковить все те хорошие и добрые моменты жизни народа, которые так или иначе оказались связаны с традицией языческой. Это не дань языческой традиции - это привлечение людей, которые хотят делать что-то доброе к христианским истокам. Поэтому Масленица как проводы зимы понимается в православном сознании как встреча Весны Постной, того радостного времени, когда мы готовимся к встрече с Воскресшим Христом. Когда мы готовы на протяжении вот этого довольно длительного периода к покаянию к сугубой молитве, к видению своих грехов и ошибок, к исправлению всего того, что мы натворили, но самое главное еще, конечно, и к добрым делам. Более всего это заметно в течении сырной седмицы - так называется масленичная неделя у православных христиан. На протяжении этих дней нет поста в среду и пятницу, хотя есть тоже ограничения на мясную пищу и поэтому все то, что люди делают, пекут, готовят в эти дни можно не просто с удовольствием употребить в пищу, но, прежде всего, поделиться с неимущими - ведь в традиции масленицы на Руси было посещение больных, посещение заключенных, помощь обездоленным. Всем тем, кого надо подкормить перед постом. Эта традиция есть и сегодня она обязательна для православного сознания, это такое неотъемлемое в сырную седмицу дело, как забота о страждущих. Посещают в эти дни тех, кто немощен и лежит дома или тех, кто находится в больнице.

    - А сидельцы? Заключенные, задержанные - люди в местах лишения свободы?

    - Безусловно! Есть традиция посещения мест заключения. У нас ведь практически во всех исправительных учреждениях Московской Области есть присутствие церковное. Конечно, посетить каждого мы не сможем, но, тем не менее, призыв к этому прозвучал и огромное количество людей его услышало.

    - Все это действительно прекрасно, но все же, что такое Масленица? Разгул и веселье как-то с трудом коррелируются с привычными христианскими добродетелями? Или я ошибаюсь?

    - К сожалению, очень часто бывает, что масленицу увязывают с какими-то увеселениями и только. Масленица вовсе не в носах разбитых - как в известной песне, которую когда-то Шаляпин пел. Масленица это, конечно, прежде всего возможность сделать доброе дело, возможность Богу угодить. Тем более что завершается она прекрасным днем, который называется Прощеное Воскресенье, когда мы, собравшись в храмах, просим прощения друг у друга, просим прощения у Бога и искренне, от всей души, стараемся простить всех тех, кто обидел нас. И вот это - достойное завершение сырной седмицы.   

    - Откуда пошла эта замечательная традиция, с чего началась - истоки ведь явно христианские?

    - Да, это так. Ведь не надо забывать, что главная наша молитва, молитва Отче Наш, содержит слова о прощении. Мы просим Бога простить наши грехи, дОлги наши: "Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим". Непременное условие получения прощения от Бога - это научиться прощать самому. Непременное условие возможности общения с Богом - это прощать. И, конечно, просить прощение. А, поэтому, и корни этого гораздо глубже. Ведь произнесение слов о прощении в молитве "Отче наш", которую сам Господь, в земной жизни Своей, заповедовал ученикам Своим, существовало безусловно изначально, мы имеем все основания говорить об этом.

    - А что касается того, когда впервые начали праздновать Прощеное Воскресение?

    Ну, может быть, точная дата Прощеного Воскресенья, это вопрос, который, как раз, с богословской точки зрения, возможен к обсуждению и объяснению, но, все-таки, возможность прощать и быть прощенным, она открывалась у верующих в Господа людей с самого начала земной проповеди Господа Иисуса Христа.

    - Всем ли, если можно так выразиться, доступна благодать Прощеного воскресенья? Или есть исключения из общего правила - например атеисты, люди неверующие или сомневающиеся? Просто незнакомые или почти незнакомы друг с другом люди?

    - Ничего плохого нет в том, что маловерующие просят прощения друг у друга, и, вообще у всех. Конечно, когда и наш первосвятитель, наш правящий архиерей Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершает чин Прощения, он не знает каждого из тех, кто пришел в храм. Но ведь просить прощение не за непосредственно нанесенную человеку обиду, а за, может быть,  то, что могло бы исходить от какого-нибудь священнослужителя - учительное слово, слово назидания, какая-нибудь особая молитва, но не до конца и не до каждого дошедшая. Поэтому тут, как раз, чем шире охват, тем сильнее состояние покаянного чувства. Ну, кроме всего прочего, ведь подавая добрый пример, когда испрашиваем о прощении друг у друга и у тех, кого знаем, и у тех, кого не знаем. мы ведь иной раз открываем эту возможность для людей, которые иначе бы не примирились друг с другом. А таких к сожалению немало. А в наше время научиться прощать и просить прощения очень важно - слишком много злобы вокруг, слишком много состояний, когда человек готов на ожесточенное противостояние вместо того, чтобы уступить. Уступить ради Христа, ради веры своей, а значит - ради спасения.

    - Существует специальная формула просьбы о прощении и самого прощения в православной традиции. Что она значит, как расшифровывается?

    - Мы говорим: "Бог простит и я прощаю". Мы верим, что Господь, видя наше искреннее желание испросить и заслужить прощение Силен нас спасти. Таинство покаяния включает в себя прежде всего это. Формально попросить у Бога прощение нельзя, Господь знает нас гораздо лучше чем мы сами знаем себя.  Если Господь видит даже намерения сердца нашего, Он Силен простить любого из нас. Мы знаем, из Священного Писания, что Господь простил раскаявшегося разбойника. Простил, потому что видел глубину его покаяния. Мы понимаем, что сегодня далеко не каждый, кто говорит "прости", действительно этого хочет, действительно готов простить сам. Чем больше мы вложим в свои слова действительного покаянного чувства, тем лучше будет результат. Сама формулировка подразумевает участие Божие в этом таинстве Прощения.

    - А что же Великий пост, не могли бы вы пояснить, где здесь скрывается сокровенный смысл?

    - Самое главное в посте - стать другим. Смысл покаяния, само слово подразумевает, что мы становимся другими, перерождение духовное. И это, между прочим, очень заметно бывает. Потому что когда человек поститься по настоящему глубоко, он не только от пищи отказывается он же отказывается от дурного, от злых дел. Он видит свои грехи и не осуждает другого за то, что, может быть, и заслуживает осуждения. И вот это очень важно и это звучит в той молитве котарая по многу раз повторяется за богослужение. Молитва преподобного Ефрема Сирина, мы просим Бога даровать нам видение наших грехов, научить нас не осуждать брата, отказаться от тех дурных состояний, которые, к сожалению, очень часто сопровождают жизнь нашу. "Господи, Владыка живота моего" так начинается она, и мы обращаемся к Богу, как к властителю нашей жизни и верим, что он силен нам помочь.

    - Поститься, особенно неподготовленному человеку, сложно. Возможны ли какие-то послабления или держат пост обязаны все православные, вне зависимости от жизненной ситуации?

    - Ну что вы, все хорошо в меру! Если человек, например, сдает сессию на хлебе и воде, ему, наверное, будет сложно это сделать успешно. Сложно тем, кто несет воинскую службу, тем кто находится на тяжелых работах. нет поста для кормящих матерей, для беременных. Этого как раз церковь никогда не требовала и не требует. Но тот, кто может, в меру своих сил соблюдать и соблюдает - это своего рода подвиг. Никогда не должен пост идти во вред здоровью. Ели у человека какие-нибудь хронические или острые заболевания и он вынужден питаться так, как медицина ему велит. это не будет нарушением поста. Он может в другом себя смирить. Ведь в конце-концов, пост - это не только вовсе отказ от пищи, как говорится в одном из прекрасных песнопений первой седмицы. Это еще и отказ от многого другого, что повергает человека иногда в состояние нечеловеческое. Ну прежде всего так - всякого рода развлечения, всякого рода пустые ненужные разговоры. Привык человек в обычной своей жизни, скажем, сквернословить и берет на себя подвиг во время поста ни разу не выругаться. Это прекрасно. Это значит что он уже победил в чем-то себя. Это касается и всякого рода зрелищ и всего того, что, вобщем-то, очень часто владеет человеком сильнее, чем желание съесть какое-нибудь лакомство. Так что здесь есть много граней, которые доступны любому человеку. И прежде всего, конечно это видеть свои грехи и не осуждать брата своего.

    - В чем главная задача христианина во время Великого поста?

    - Я бы сказал так - цель уйти от всего дурного что есть в миру. И, вобщем-то, телесно оставаясь в этом миру, тем не менее приблизиться к Богу, приблизиться настолько, насколько хватит усердия. Господь услышит нашу молитву, увидит наше усердие и обязательно вознаградит. От многих людей слышал, сам лично испытывал, что когда завершается пост и, казалось бы, вот - все можно. Становится вдруг жаль этого времени. Есть какое-то такое ностальгическое чувство. Потому что это действительно так - пост время очищения и время духовного перерождения. Прекрасное время поста.

    - Время нашего разговора подходит к концу, к сожалению. Какие слова напутствия вы могли бы сказать напоследок?

    - На самом деле важно помнить, что главный праздник для нашей Церкви - это Воскресение Христово, это Пасха Господня. Встретить его неготовым в принципе можно. Очень многие люди приходят просто зная, что будет крестный ход и так далее. Но ощутить радость этого праздника в полной мере мы сможем только тогда, когда готовимся к нему. Именно это мы делаем в течении святой четыредесятницы Великого Поста и страстной седмицы, именно к этому готовит нас Церковь в течении подготовительных недель. Именно для этого мы просим прощения друг у друга, чтобы не нести за собой вот этот огромный рюкзак грехов, непрощений и обид взаимных. Но зато, насколько радостно бывает состояние человека, который встретил Воскресение Христово как награду от Бога за свое усердие. Такое очень часто бывает и для людей это большая радость.