Гаджеты больше не имеют значения. Почему последняя презентация Apple — самая важная за последние 10 лет | 360°

26 марта 2019, 12:55

Гаджеты больше не имеют значения. Почему последняя презентация Apple — самая важная за последние 10 лет

Читать 360 в

Презентация Apple, состоявшаяся накануне, уже традиционно разочаровала публику и рынки: соцсети полны ехидных постов, а котировки пошли вниз. Главным сюрпризом стало то, что Apple не показала ни одного гаджета, сосредоточившись на сервисах. Колумнист «360» — о том, почему наследники Стива Джобса в очередной раз изменили мир, а мы этого не заметили.

За десять лет, прошедших с выхода первого iPhone, мы как-то привыкли, что инновация от Apple — это «говорящая какашка», «монобровь» вверху экрана или Face ID. Но если сделать еще один шаг назад, то мы увидим, как Apple последовательно перезапускала рынок мобильных телефонов, рынок персональных компьютеров и музыкальный рынок. Причем последнее, пожалуй, самое значимое из всего. И то, что было показано в минувший понедельник, это еще целый ряд шагов, столь же значимых и столь же всеобъемлющих, что их так же сложно оценить сразу.

Apple News+

Начали с самого дохлого рынка — рынка печатной продукции. Ну вот того, где глянец, немного политики, советов для женщин и красивых фотографий природы и животных. Индустрия эта с каждым годом умирает все больше и больше. Где-то, как у нас, ее поддушивают собственная косность и нежелание меняться, а также смерть печатной розницы. Где-то, как на Западе, самой уязвимой частью остается сама идея физических носителей контента, которая все больше и больше проигрывает диджитал-решениям. А их, к сожалению, не так хорошо удается монетизировать.

Издания ищут возможность зарабатывать на онлайн-продажах, придумывают собственные pay-wall (платный доступ к статьям на сайтах), но работает это так себе. Как минимум потому, что изданий много, платить за каждое, чтобы прочитать одну заинтересовавшую в какой-то момент времени статью, которую принесла лента Facebook, совсем не хочется. Apple собрала все эти издания вместе и создала для них Apple News+ — своеобразный аналог Apple Music — сервиса, в котором их можно читать за небольшую абонентскую плату, чуть меньше 10 долларов в месяц. Поможет ли это изданиям? У Apple для них есть практически все: аудитория, готовая платить, инструменты для продаж и оплаты, есть знание того, как это нужно делать.

Apple TV+

Apple уже несколько лет весьма бодро продавала через iTunes различные музыкальные шоу, в первую очередь собственного производства. Не было никаких сомнений в том, что компания не останется в стороне от рынка онлайн-кино и сериалов, который весьма успешно делят конкуренты из Netflix, Amazon, Hulu и прочих. Главный вопрос был в том, что Apple сможет привнести в него?

Судя по многочисленных слухам о требовательности к форматам, где не будет обнаженки и насилия, Тим Кук решил сыграть в противофазе всему остальному онлайну и сделать сервис для максимально широкой аудитории, в том числе и весьма консервативной. Для реализации проекта, в котором будет много семейных ценностей, политкорректности, разнообразия во всех смыслах этого слова и прочих достижений западной мысли, привлечены ударные силы — от Стивена Спилберга до Опры Уинфри. Все они будут творить контент, эксклюзивно доступный только на платформе Apple.

Apple Card

Очень забавное зрелище — наблюдать за тем, как творцы из Apple анонсируют новый сервис, а русская аудитория не понимает, в чем его инновационность. Казалось бы, возможность в один клик выпустить банковскую карту, получить на нее кредитный лимит, оплачивать ей покупки и получать кэшбэк на все покупки.

Так получилось, что российская индустрия онлайн-банкинга опередила коллег из Западной Европы на многие годы. Подобные вещи плохо укладываются в голове у наших людей, мы привыкли, что все лучшее где-то там, а у нас тут сплошные тоска и уныние. Но любой, кто демонстрировал знакомым из какой-нибудь Англии или Швейцарии и даже штата Техас, как можно переводить деньги при помощи SMS или выпускать карты, в том числе кредитные, через приложение, и видел при этом их глаза, понимает, о чем речь.

Важно другое — Apple, по сути, увязывает ваши финансовые ресурсы со своим Apple ID, делая невозможной миграцию на другую платформу. Так как в этом случае вы лишитесь не только подписок на приложения, но и живых денег. Ну и, конечно, никто не откажется от того, чтобы получить немного вашей финансовой информации, пусть и обезличенной. Ведь, как у вас там с деньгами — это едва ли не последнее, чего о нас с вами не знали в Apple. До вчерашнего вечера.

Apple Arcade

Пожалуй, единственный контентный сегмент, где Apple заметно проигрывала конкурентам до вчерашнего дня, — это гейминг. Так сложилось, что компания нацеливала разработчиков на так называемые фримиум-игры, в которых после бесплатной установки стимулировали пользователя тратить деньги на дополнительные возможности. Это позволяло зарабатывать очень неплохие деньги, но привело к тому, что AppStore оказался завален дешевыми во всех смыслах этого слова игрушками (вежливо называть их инди-проектами). А вот хороших и качественно проработанных хитов, требующих серьезных инвестиций на старте и высокой продажной цены, то есть того, чем славятся хиты для игровых платформ вроде Xbox или PlaySatation, там было очень мало.

Apple Arcade, по сути своей, реинкарнация Apple Music для гейминга — теперь пользователям доступны самые навороченные игры по подписной модели за очень небольшие деньги, а разработчики смогут получать существенно больше, так как доходы будут распределяться в зависимости от времени, проведенного игроками в той или иной игре.

В 2003 году Стив Джобс показал сервис iTunes, который полностью переформатировал музыкальную индустрию. Сейчас уже трудно поверить, что когда-то песни можно было купить только совсем недешевыми альбомами, а не по одной штуке. Это сделало контент более доступным, нанесло мощнейший удар по индустрии пиратства, а заодно и по музыкальным мейджорам, потому что у начинающих музыкантов появилась возможность не подписывать кабальный контракт, а записать за копейки трек, выложить его в iTunes и начать зарабатывать. Двенадцать лет спустя, выпустив Apple Music в 2015-м, Apple заявила, что покупать музыку вообще нет никакого смысла. А можно за небольшие деньги слушать всю музыку мира и при этом абсолютно легально, и это еще раз изменило музыкальный рынок до неузнаваемости.

Есть ощущение, что аналогичные революции в мире финансов, печатной продукции, кино и игр способны так же, невероятным образом, повлиять и на эти индустрии.

А гаджеты? За неделю до презентации сотрудники Тима Кука разослали пачку релизов, в которых сухо рассказали о новых iMac, iPad и AirPods. Почему гаджеты не заслужили большего? Все дело в том, что теперь, когда у Apple есть контент, гаджеты больше не важны. Вы и так их купите. У вас просто нет выбора. Вы же хотите клевую банковскую карту Apple, доступ к игровому сервису, журналам и эксклюзивному кино и сериалам?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Реклама

Реклама