• Оружие, которое может попасть к кому угодно: как в Facebook произошла утечка данных пользователей

    На прошлой неделе несколько крупных зарубежных изданий опубликовали журналистские расследования, где говорилось о том, как фирма Cambridge Analytica воспользовалась личными данными 50 миллионов пользователей Facebook. На их основе участники предвыборной гонки Трампа смогли провести эффективную рекламную кампанию в социальной сети.
    Оружие, которое может попасть к кому угодно: как в Facebook произошла утечка данных пользователей

    Технология Больших данных — отдельное ответвление в компьютерной науке, которое позволяет проводить анализ крупных массивов информации и на основе статистики делать весьма точные прогнозы. В рекламе с развитием интернета и многочисленных сервисов Big Data используют все чаще. За последний год значительно вырос запрос на специалистов, которые умеют работать с данными. О том, что компьютеры гораздо успешнее людей умеют анализировать сложные прогнозы не раз говорили ученые и социологи со сцены форума TED, где обсуждаются самые интересные инновации современности. Турецкая писатель и социолог Зейнеп Туфеки отметила, что с появлением технологии мы вступили в эру антиутопий.

    Cambridge Analytica была открыта в 2013 году и занималась маркетинговыми исследованиями и анализом аудитории. В 2014 году компания наняла профессора Кембриджского университета Александра Когана. Ему удалось разработать приложение, которое стимулировало пользователей охотно делиться подробностями собственной жизни. Они отвечали на вопросы и заполняли анкеты, а взамен получали небольшую денежную награду. За подобные эксперименты с социологической статистикой Коган потратил около 800 тысяч долларов, которые ему оплатили в Cambridge Analytica.

    Помимо ответов приложение thisisyourdigitallife получало доступ к профилям как самих пользователей, так и к аккаунтам их друзей. При 270 тысячах, которые добровольно зарегистрировались в сервисе, удалось получить психометрические данные о 50 миллионах завсегдатаев Facebook. Про массовую утечку журналистам рассказал Кристофер Уайли, работавший в Cambridge Analytica в качестве главы проекта, именно он нанял Когана. После того, как он понял, что стал инструментом политического противостояния, Уайли уволился.

    Крупнейшим клиентом компании стал предвыборный штаб Дональда Трампа. Изучив информацию о пользователях, его сотрудникам удалось создать рекламу, которая учитывала психологические особенности адресатов. Не удивительно, что политологи не раз называли работу Трампа в Facebook мастерской.

    Стандартные правила Facebook не запрещали собирать информацию в том случае, если автор приложения соглашался не разглашать ее третьим лицам. Коган нарушил это требование и по сути продал данные, однако это не снимает вины с руководства Facebook, которые не позаботились о надлежащей защите сервиса. После того как в 2015 году узнали о действиях Cambridge Analytica, Facebook удалил приложение из списка доступных для установки. Коган и руководство социальной сети отчитались об удаленных данных, но в марте 2018 выяснилось, что часть из них осталась нетронутой. Именно это стало причиной нового скандала.

    18 марта в штате Массачусетс было начато расследование в отношении Facebook и Cambridge Analytica. Несмотря на то, что пользователи добровольно соглашались на передачу информации о себе, компьютерные специалисты полагают, что Федеральная торговая комиссия США имеет право оштрафовать компанию Марка Цукерберга за подобные вещи.

    В числе прокомментировавших отметился Эдвард Сноуден: «Facebook делает деньги, раскрывая данные и информацию о личной жизни миллионов живых людей, причем даже помимо тех, которые вы выкладываете самостоятельно. Эта компания не является жертвой, ее руководство — соучастники преступления»

    После публикаций в газетах акции Facebook упали. На бирже заявили, что уже до конца этой недели стоимость компании может снизиться на 23 миллиарда долларов.