facebook_pixel
  • 07 августа 2014, 11:31

    Наталья Ушакова: "Активность жителей помогает существенно экономить на оплате услуг ЖКХ"

    Наталья Ушакова:

    Деньги владельцев квартир, которые до сих пор не установили приборы учета воды, будут утекать как вода сквозь пальцы. Об этом в программе "Интервью 360" идет разговор с председателем комитета по ценам и тарифам Московской области Натальей Ушаковой.

     - В августе жители уже получили платежки с новыми тарифами, мера эта была плановая. Насколько цена превысила рост инфляции и сколько теперь будут платить жители?

     - Повышение незначительное, оно не превышает уровень инфляции. В области тарифы по видам услуг увеличились таким образом:  вода и водоотведение – на 5,1%, газ и электроэнергия – на 4,2%, и тепло тоже на 4,1%. Так что коммунальные платежи выросли в рамках инфляции. За услуги капитального текущего ремонта плату жители устанавливают сами. Взнос на капитальный ремонт, который был установлен 1 марта и введен в действие 1 мая Постановлением правительства области, он равен семи рублям 30 копейкам. Всё это в совокупности составляет плату граждан, которую жители и будут оплачивать с 1-го августа по новым тарифам. 

    - А почему в разных муниципальных образованиях разные тарифы?

     - Это так, потому что организации, поставляющие услуги, разные, и организация имеет свой расчет тарифа. Можно выделить основные затраты, которые касаются каждого предприятия: это фонд заработной платы, это затраты на содержание персонала. Но есть затраты, которые существенно отличаются друг от друга: протяженность сетей, это потери, это удельные расходы топлива. В чем разница? Например, предприятие работает длительное время, а у нас в МО много таких. Сети очень старые, изношенные, требуют ремонта, значит там большие потери. Потери в сетях, если они вовремя не отремонтированы, – это повышение тарифа. Удельный расход топлива, там, где старое оборудование, не выдерживает никакой критики и вовремя не менялось, там расход будет очень большим. От этого всего зависит тариф. Есть меры, которые предпринимаются и правительством МО, и организациями, для того, чтобы эти затраты минимизировать и в результате получить меньшую плату. 

     - Если говорить про приборы учета, насколько важно, чтобы именно в этом году они были установлены, и сколько будут платить те, кто намерен жить по нормативам?

     - Государство с этого года установило для всех субъектов РФ некий предел, выше которого плата граждан подниматься не может. Не более, чем на 6%  мы можем поднять оплату в Московской области. В наших муниципальных образованиях повышение должно лежать в пределах от 2% до 6%. Для того, что бы узнать, как каждый гражданин потребляет ресурсы, мы смотрим либо на норматив потребления, который установлен у нас, либо на показатели прибора учета. Так что, если таких показаний нет, вступают в силу нормативы потребления. С 1-го января 2015 года для жителей, не установивших приборы учета, норматив будет увеличен на 10%, с 1-го декабря 2016-го года на 40% и с 1-го января 2017 года – до 60% . Это так называемые штрафные санкции, которые будут применяться в том случае, если граждане не установят приборы учёта. 

     – Достаточно жесткие меры.

      – Правительство устанавливает жесткие меры, которые определены мерами экономии энергоресурсов. Так что, граждане должны свои ресурсы считать сами с помощью приборов учета. 

     - Как Вы считаете, насколько необходим общественный контроль за тарифами, и как его можно  реализовать?

     - Общественный контроль необходим, действительно. Как раз проходит согласование очень важный документ – создание Общественного совета при губернаторе МО. В него войдут представители общественности, которые смогут участвовать во всех процедурах формирования тарифов. Сегодня тарифы устанавливаются правлением комитета, оно открыто, туда могут прийти и предприятия, и общественные организации, и потребители, которых это интересует. Депутаты областной Думы очень живо интересуются вопросами ценообразования, и последние заседания правления мы проводим с их участием. И тем не менее, общественный контроль будет усиливаться, потому что тариф должен формироваться прозрачно, понятно. Так что людям будет ясно, за что они платят, меньше будет вопросов. 

    - Инвестпрограммы - это дополнительные средства для коммунальных предприятий. Насколько отличаются тарифы у организаций, которые их используют?

     - Когда мы с Вами говорили о том, что тарифы у организаций разные, и о том, что необходимо модернизировать отрасль,  это как раз вопрос прежде всего принятия инвестиционных программ. Только в инвестиционной программе мы можем заложить средства, необходимые для модернизации отрасли, проведения капремонта, преодоления проблем, связанных с износом оборудования и сетей. В Московской области много таких программ, и предприятия ЖКХ активно их принимали. Тарифы отличаются незначительно, это 1-2% роста к среднему, но при этом это осуществляется такой пакет мер, который позволит через 5 лет забыть о потерях в сетях. Забыть о том, что мы платим за воздух. Так что организации нацелены на то, чтобы у них были инвестпрограммы, и даже если незначительно тарифы будут разниться, в результате мы получим снижение этих затрат, что в свою очередь отразится на тарифах. 

    - Когда Подмосковье, по Вашему мнению, переведет тарифное регулирование на долгосрочную систему и насколько она будет выгодна для конечного потребителя?

     - Долгосрочное тарифное регулирование будет у нас уже с 1-го января 2015-го года. Мы сейчас рассматриваем прогнозы социально-экономического развития и нацеливаем организации на то, чтобы они выходили на долгосрочное тарифное регулирование.  Здесь есть несколько причин, по которым мы можем или не можем рассмотреть такую схему. Прежде всего это– наличие схем тепло- и водоснабжения, наличие конструктивного изменения муниципального образования в виде программы долгосрочной. Когда будет понятно, как будет развиваться муниципальное образование, сколько будет нового строительства, ввода жилья, новых социальных объектов, тогда и будет понятно, каково будет развитие организаций. Все это отражено схемой тепло- и водоснабжения. Вот приходит организация с покрытием схем тепло- и водоснабжения, с тарифным меню, мы действительно принимаем тарифный план. И это очень важно, потому что организация на 5 лет может свои возможности посчитать, может получить достойный кредит для того, чтобы реализовывать программы. У инвестпрограмм, о которых мы говорим,  тоже длительность 3-5 лет, так что долгосрочная программа поможет нам в более объективном рассмотрении тарифных планов и их реализации. 

    - Если говорить еще о том, как могут сэкономить жители на тарифах ЖКХ, что мы можем им посоветовать?

     - Во-первых, о жителях мы должны позаботиться, когда принимаем эти тарифы. Каждая организация защищает свой тариф, это целая процедура. Заявки, которые приходят из организации, выходят в платежку после снижения. У нас есть план социально-экономического развития и прогноз, выше которого мы не можем расти. Это тоже прозрачность своего рода, мы освещаем на своём сайте стандарт раскрытия информации по всем организациям, а они на своих сайтах. Там четко прописано, какие статьи затрат наличествуют. Если у жителей будут возникать вопросы, их всегда можно задать для того, чтобы отразить в оплате. А самая важная экономия – собрание собственников, когда они рассматривают содержание и текущий ремонт жилья. Вот здесь активность жителей должна быть на первом месте, ведь только по решению собрания определятся плата за содержание и текущий ремонт. Если  мы коммунальные платежи рассматриваем комитетом направления, то там самостоятельность полная каждого участника этого процесса. Люди могут посмотреть, какие заработные платы в управляющей компании, на что пойдут деньги в течение года и посмотреть, проконтролировать  выполнение этих планов. Первое – приборы учета представленных услуг, второе - активность жителей тогда, когда проводятся собрания и утверждается плата за текущий ремонт.