09 августа 2022, 12:10

«Каннибализация» российских самолетов поможет авиакомпаниям в ближайшие пять лет

Аналитик Пантелеев: «каннибализация» самолетов поможет авиакомпаниям продержаться 5 лет

Читать 360tv в

СМИ сообщили, что подсанкционные авиакомпании России начали разбирать самолеты на запчасти для обслуживания авиапарка. Скорее всего, такой метод решения проблемы с поставками запчастей будут использовать в ближайшие несколько лет, рассказал «360» глава аналитической службы компании «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

По его словам, так называемая каннибализация, или «разборка частей самолетов для обеспечения комплектующими других самолетов того же типа», — нормальная мировая практика и «повседневная работа авиакомпаний». Это происходило, происходит и будет происходить во всех частях света вне зависимости от санкций, подчеркнул эксперт.

Авиакомпании могут локально решать задачи с помощью каннибализации, но это, думаю, краткосрочная практика. На мой взгляд, поддерживать некоторое достаточное количество самолетов на крыле, используя этот механизм, можно от трех до пяти лет. В течение первого года, может быть, эта практика будет идти по нарастающей, затем темпы стабилизируются, и, надеюсь, лет через пять ее актуальность исчезнет

Олег Пантелеев

Специалист выразил надежду, что к этому моменту удастся решить вопросы с поставками запчастей отечественного производства для Superjet и поставками новых российских самолетов «в импортозамещенном варианте».

Запчасти к уникальным самолетам

Санкции значительно повысили значимость каннибализации, признал Олег Пантелеев. Особенно актуальна эта практика в отношении самолетов, получить запчасти к которым из-за рубежа по параллельному импорту невозможно или очень сложно. Например, когда речь идет о самолетах А350 — это самые новые магистральные самолеты на планете, в российских авиакомпаниях их было только семь штук. Соответственно, достаточного запаса запчастей к ним в мире пока нет. Поэтому большая часть агрегатов в обороте — те, которые произведены сравнительно недавно, все они номерные, так что проследить перемещение запчастей нетрудно. Здесь параллельный импорт почти невозможен.

«Похожая история — с Superjet, которые эксплуатируются почти исключительно в России. Можно утверждать, что все зарубежные производители блоков, агрегатов и комплектующих к ним просто перестали их выпускать для Superjet и отгружать. Здесь тоже параллельный импорт организовать практически невозможно», — добавил глава аналитической службы «АвиаПорта».

По многим другим типам воздушных судов в мире много запчастей, которые уже прошли восстановительный ремонт. Некоторые из них можно без проблем получить в рамках параллельного импорта.

Говоря о ценах на авиабилеты в свете каннибализации, Пантелеев напомнил, что правительство России и лично президент Владимир Путин считают необходимым сохранить доступность авиаперелетов внутри страны вне зависимости от санкций и импортозамещения.

«Мы видим, что в этом году авиакомпаниям были выделены рекордные денежные средства на обеспечение ценовой доступности перелетов по России. Я полагаю, что правительство найдет возможность сохранить перелеты доступными, несмотря на любые вызовы и испытания», — отметил эксперт.

Он предположил, что международные перелеты будут дорожать, но они «не относятся к социально значимым». Меры по повышению их доступности правительство, скорее всего, предпринимать не станет.

Реклама

Реклама