facebook_pixel
  • 15 января 2016, 01:22

    Интерес российских граждан к кризису существенно уменьшился

    Об этом свидетельствуют сравнительные данные опросов, проведенных в 2009 и 2015 годах.

    Российское население теряет интерес к происходящим экономическим явлениям. Озабоченность ими стала заметно слабее, чем во время прошлого кризиса, который пришелся на 2009 год. Безразличие к изменениям в экономике проявляет каждый 10-й россиянин, а это в два раза больше, чем в 2009 году, сообщил свежий номер газеты "Известия" со ссылкой на результаты исследования маркетинговой компании Profi Online Research.

    Подобные выводы сделаны на основе анализа результатов опроса населения в феврале 2009 и в августе-сентябре 2015 годов. Они позволяют сравнить уровень внимания россиян к кризисным явлениям, происходящим в стране. Об отсутствии интереса к кризису сегодня заявляет 13% россиян, а в 2009 году таких было лишь 6%. А доля тех, кто стремится узнать как можно больше о происходящих экономических изменениях, снизилась с 32% в 2009 году до 28% в 2015-м.

    Большинство граждан как в 2009 году, так и сейчас, специально не ищут информации о кризисе, и стараются ее изучить, лишь, если она им встречается. Основными источниками информации для россиян являются телевидение - 63% и интернет - 52%. Среди источников информации о кризисных явлениях есть также друзья и родственники - от них информацию получают 39% опрошенных. Реже всего россияне используют газеты - 22% и журналы -10%. В опросе участвовали шесть тысяч человек из восьми федеральных округов.

    Директор по исследованиям Profi Online Research Мария Алексейчук полагает, что более высокая заинтересованность россиян в получении информации о прошлом кризисе обусловлена тем, что "после довольно стабильного периода 2000-х годов эти явления оказались в большей степени значимым событием для россиян", чем нынешняя ситуация. По ее мнению, тема кризисных явлений как в России, так и во всем мире муссируется в последние несколько лет и потому "становится менее интересной".

    "Кризис 2008-2009 годов наступил после долгого периода роста благосостояния в 2000-х годах и воспринимался в большей степени именно как кризис, то есть как неожиданное и резкое изменение тенденции, что способствовало желанию быть в курсе последних экономических веяний. В то же время, нынешняя экономическая ситуация воспринимается уже скорее как серьезная рецессия, то есть длительное планомерное ухудшение экономической ситуации, пусть и не стремительными темпами. В таких условиях работает простой психологический механизм самозащиты - усталость от плохих новостей и перенос внимания на другие аспекты жизни", - считает заместитель генерального директора консалтинговой группы "НЭО Центр" Дмитрий Коляков.

    По словам первого вице-президента "Опоры России" Павла Сигала, "переизбыток предлагаемой информации приводит к тому, что интерес к ней угасает". Но на результатах опроса сказались и другие факторы.

    "Для России в целом исторически характерна такая позиция, что если на что-то невозможно повлиять, об этом лучше не думать. И хотя эта позиция весьма и весьма спорна, на мой взгляд, ее придерживается в той или иной степени большая часть населения страны. Индифферентность к происходящему также продиктована выработкой привычки к постоянным экономическим стрессам. Обесценивание национальной валюты, рост темпов инфляции, потребительских цен - эти факторы являются долгосрочными, и их влияние население испытывает постоянно. В таких условиях взрывной интерес вызывают только наиболее яркие события - например, если в течение одной торговой сессии рубль резко падает к доллару и евро. Такие новости привлекают внимание населения, но если падение продолжается более трех дней, то к ним интерес пропадает", - уверен Сигал.