Город для человека: концепцию города будущего обсуждают на Трианонской сессии в Москве | 360°

18 июля 2018, 11:12

Город для человека: концепцию города будущего обсуждают на Трианонской сессии в Москве

Читать 360 в

Что такое «город будущего»? Это может быть место, где все можно сделать, не отходя от компьютера. Или это территория, изобилующая зеленью и природными насаждениями. Совсем футуристичный вариант ‐ это город с беспилотниками, доставляющими человека от подъезда до станции высокоскоростного транспорта, откуда в любую точку мегаполиса ‐ не больше получаса. Оказывается, все эти представления верны и являются лишь малой частью того списка, который планируют реализовать в Москве.

Подобные, где-то, кажется, фантастические перспективы вполне реально обсуждают на русско-французских Трианонских сессиях, которые проходят в Москве с 17 по 19 июля в рамках урбанистического форума.

Реклама

В мае 2017 года, когда президент России Владимир Путин находился во французском Версале с рабочим визитом, лидеры двух стран договорились создать форум гражданских обществ - диалоговую площадку, где будут решать не привычные проблемы политики и экономики, а вопросы, насущные для любого жителя города - как сделать жизнь людей максимально комфортной. Так появились “Трианонские диалоги”, по названию одного из Версальских дворцов.

И по мнению гостей и участников этой Трианонской сесиии под названием “Москва меняется”, эта идея оказалась более чем удачной.

Проект «Новая Москва» родился благодаря взаимодействию главных городов России и Франции. В 2013 году мэр Москвы Сергей Собянин побывал в Париже, где ознакомился с концепцией развития «Большого Парижа», посмотрел на стратегию развития транспорта и деловых кварталов. Тогда и было принято решение по многим проектам. Не случайно наряду с проектом «Новый Париж» появилась и «Новая Москва»

Не случайно и то, что одним из ключевых помощников и советников мэра Москвы сегодня является Морис Леруа, экс-министр Франции по вопросам городской политики и проекта “Большой Париж”. И именно он на основе имеющегося уже опыта курирует проекты по комплексному развитию российской столицы.

Сотрудничество между мегаполисами разных стран, по мнению Сергея Черемина, не раз доказало свою эффективность. Так, благодаря обмену опытом в городах появились новые технологии, успешно применяются инновационные решения в экономиках столиц. Одним из подтверждений успешной работы явился проект BlaBlaCar, столь популярный сейчас у жителей большинства регионов России. Он пришел как раз из Франции. Более того, наша страна сегодня занимает второе место в мире по востребованности этого сервиса у граждан. После таких же “двусторонок” с Италией в Москве появился, например, каршеринг и прокат электросамокатов. Оба сервиса сейчас пользуются огромным спросом в России.

Однако есть у нас и свои проблемы. Их на сессии озвучил генеральный директор Orchestra Design Эдуард Моро, курировавший 8 лет назад проект строительства парка Горького. По мнению эксперта, в России пока нет четкого механизма для реализации урбанистических проектов. Также совсем не помогает низкий уровень доверия между государством и частными партнерами. Но главный фактор, тормозящий процесс преобразований, - это недостаточная вовлеченность местного населения в разработку и реализацию таких проектов.

Удачным примером воплощения в жизнь урбан-проекта Эдуард Моро назвал организацию творческого индустриального кластера “Октава” в Туле, созданного на базе функционирующего до сих пор промышленного завода с одноименным названием.

Специалисты решили преобразовать простаивающие площади на благо местным жителям. После общественных обсуждений на месте старых цехов меньше, чем за год появилось множество лекториев, кафе, музеев, звукозаписывающих студий и творческих публичных пространств. И это в то время, когда буквально за стеной продолжается производство известных на весь мир микрофонов Oktava.

За привлечение населения к проектам по преобразованию города выступила и проректор МГИМО Наталья Кузьмина.

Еще одна проблема - это то, что все подается населению на блюдечке с голубой каемочкой. И не факт, что ему это вообще нужно. Необходимо наоборот призвать людей к сотрудничеству, приучить к участию в решении вопросов относительно будущего их округа. Так удастся избежать ошибок, да и у населения самооценка поднимется. Ведь сами выбирают, что им нужно, а что - нет

Впрочем, не всегда эта мера эффективна. Например, она не работает в случае с решением проблемы транспортной доступности. Этот нюанс на примере Москвы рассмотрел глава архитектурного бюро Тимур Башкаев: «Звездообразное развитие транспортной сети города, когда между так называемыми «лучами» звезды появляются приличные пространства без какого-либо доступа к общественному транспорту, приводит к тому, что в этой ситуации жители более отдаленных районов, но расположенных вдоль “луча” транспортной ветки, находятся в лучшем положении, чем жители близких к центру округов». По мнению эксперта, поможет только настоящая транспортная революция. А именно, создание персональных электрических автомобилей-беспилотников, доставляющих граждан до станций метро или остановок высокоскоростного транспорта.

Результатом дискуссии стал и вовсе неожиданный вывод. Оказывается, “умный город” как термин давно устарел. Ведь если разобраться, он подразумевает жесткое внедрение инновационных технологий во все сферы жизни. И такие в больших городах давно существуют.

Сегодня действительно можно делать все важные дела, начиная с выполнения работы и заканчивая покупкой продуктов, не отходя от компьютера. Однако, в результате на поверхность всплыла проблема неприкосновенности частной жизни. Поэтому более актуальным определением для города будущего теперь стал “гибкий город”. Как раз тот, который может оперативно реагировать на меняющиеся обстоятельства, обеспечивая при этом необходимые потребности человека. А они нашли себя в перемещении в города-миллионники. В то время как остальные 1100 просто маленьких или моногородов переживают отток населения. В этих условиях необходимо оперативно реагировать и направлять все усилия на создание комфортной жизни именно там. Ведь город будущего - это город для человека. Независимо от размеров населенного пункта.

Реклама

Реклама