facebook_pixel
  • 10 августа 2014, 05:47

    Дмитрий Пестов: "Область всегда гарантирует четкую тарифную политику"

    В программе Интервью 360 зампред правительства Московской области.

    Степень изношенности коммунальных сетей Подмосковья составляет 65%. Ситуация в сфере ЖКХ до сих пор остается сложной. Нужны инвесторы, но как их найти? Об этом поговорим с зампредом правительства Московской области Дмитрием Пестовым, это "Интервью 360". 

     - Я знаю, что рынок услуг ЖКХ в области - один из самых крупных на территории России. Если говорить о цифрах, во сколько он оценивается?

     - Рынок услуг ЖКХ в области оценивается в порядка 135 млрд рублей в год. Мы являемся одним из крупнейших регионов в РФ по рынку услуг ЖКХ, мы постоянно растем и в электропотреблении. Если в целом в РФ электропотребление снижается в различных субъектах, то в МО  мы наблюдаем рост. Растём по газопотреблению и по всем услугам, которые предоставляет отрасль ЖКХ. 

     - Сфера достаточно глобальная, почему столько проблем тогда?

     - Действительно, ЖКХ - сложная тема, это отрасль, которая каждый день контактирует с человеком. Любой житель каждый день чувствует на себе, как работает система ЖКХ. На территории Московской области основные фонды, которые задействованы в процессе предоставления коммунальных услуг, очень изношены. Мы сегодня имеем более 65% износа. 

     - Как решается эта проблема сейчас?

     - Для того, чтобы данную проблему решить, мы пошли программными методами. Начали разрабатывать инвестиционные программы. В этом году мы имеем 254 инвестиционных программы наших ресурсоснабжающих организаций, которые через тариф уже обновляют и модернизируют на 2,7 млрд рублей своих основных средств. 

     - То есть, инвесторы активно участвуют?

     - Приглашаем инвесторов к участию в модернизации данной области. Есть с этим проблемы и это, конечно, оформление имущества. Ни для кого не секрет, что всё муниципальное имущество до конца у нас не оформлено, поэтому правительство разработало сетевой график оформления. До конца этого года мы основные фонды должны поставить на баланс, на кадастровый учет в муниципалитетах для того, чтобы инвестор, приходя, понимал, чья это собственность. Тогда мы можем рассматривать и концессионные соглашения, и государственно-частное партнерство, и какие-то совместные предприятия, где инвестор вкладывает денежные средства, а муниципалитет вкладывает основные средства. 

    - Несмотря на то, что 65% - это высокий уровень, тем не менее, всего 2 года назад этот показатель составлял 80%. Вполне понятен вопрос, из чего финансируется?

     - Как я уже сказал, из тех инвестпрограмм, которые сегодня реализуют наши ресурсо-снабжающие организации и из государственной программы, которая у нас по модернизации ЖКХ принята на уровне правительства Московской области. В этом году мы должны построить новых и модернизировать 110 котельных, 28 станций обезжелезивания. Когда мы вводим новые объекты, тем самым мы снижаем процент износа старого оборудования. 

     - А стоит какая-то задача в процентном отношении?

     - Да, у нас стоит задача. Мы должны к 2018 году довести процент износа до 50%.

     - Если говорить о схемах теплоснабжения, сколько их уже принято? 

     - Вообще, на территории МО должно быть 324 схемы теплоснабжения, схема теплоснабжения - это основа любого развития в тепловом бизнесе. Там указано, какого диаметра должны быть трубы, какой мощности должны быть котельные, и от того, насколько правильно она разработана, насколько правильно просчитана, и вообще, когда она имеется, у ресурсоснабжающих предприятий получаются оптимальные затраты. Из этих 324 схем теплоснабжения мы сегодня имеем чуть более 150 схем. До конца года мы получим еще порядка 160 схем, но всё-таки около 30 схем до конца года разработаны не будут. 

     - А в чем проблема, что затрудняет работу?

      - Проблема в том, что это было полномочие муниципалитетов, не всегда этому уделялось должное внимание. Было принято решение, что с 2015 года полномочия по утверждению схем теплоснабжения уже перенесены на уровень субъекта, за это уже будет отвечать область. Конечно, это и отсутствие денежных средств, всё-таки, это - научная работа, которая стоит денег, её надо заказывать. 

     - Вообще, принято считать, что в сфере ЖКХ очень много привлекательных инвестпроектов. Это правда или такое мнение создано для привлечения внимания?

     - Действительно, есть привлекательные проекты, которые дают возвратность и инвестору, который вложил денежные средства, и работает на снижение тарифа. Как только строится новая котельная, где и КПД выше, чем изношенное, где правильно оптимизирована мощность котлов, где удельные расходы топлива соответствуют современным нормам. Тепловырабатывающее предприятие меньше тратит на производство этих гигакалорий, и, соответственно, снижается тариф. Вся проблема в том, что мы сегодня не так быстро, как бы нам хотелось, модернизируем производство. Это, конечно, отсутствие схем теплоснабжения, и, конечно, оформление имущества. 

     - Но они разрабатываются, эти схемы?

     - Да, конечно, у нас есть сетевые графики, до конца большая часть вопросов по оформлению имущества решатся и основные схемы будут разработаны. Дальше уже вопрос их актуализации, правильности. Это делают разные организации, муниципалитеты их заказывали на конкурсе, выигрывали определенные компании, но здесь уже понятны будут чёткие правила игры и определенные механизмы. 

     - В целом, на каких условиях бизнес готов работать, инвестировать в сфере ЖКХ?

     - На условиях четной тарифной политики, это область всегда гарантирует. Мы готовы подписывать меморандум. 

     - А что пока область не может гарантировать бизнесменам и инвесторам?

     - Все те запросы, которые от инвесторов приходят, мы в "ручном режиме" решаем. Сегодня нет таких проблем, которые мы не можем решить совместно с инвесторами, в ходе переговоров. Сегодня каждый проект - индивидуальный, мы рассматриваем его с разных сторон и всегда пытаемся найти общий язык. Основной игрок - это муниципальная власть, муниципальные МУПы, которые сегодня оказывают услуги по теплоснабжению, по водоотведению, водоснабжению. Вообще, в соответствии со 131-м законом, сфера ЖКХ - это исключительные полномочия муниципальной власти. 

    - Времена безответственных коммунальщиков ушли в прошлое. Конечно, важный вопрос интересует: какие рычаги воздействия сейчас есть в руках у правительства, чтобы контролировать это процесс? 

     - Принято решение на федеральном уровне о лицензировании управляющих компаний. Уже с 2015 года данный механизм будет полностью запущен, и это - один из инструментов, который позволяет не допускать на рынок недобросовестных игроков. Этот механизм лицензирования дает возможность при массе нарушений удалять с рынка данную управляющую компанию, чего раньше не было. Также сегодня у нас есть Единому расчетно-кассовый центр, который в автоматическом режиме разделяет платежи, так что исчезает возможность манипулировать не своими денежными средствами. Каждому поставщику ресурсов, каждому поставщику услуг  отправляется его часть. Тарифное регулирование, это, конечно, инструмент, которым государство и контролирует плату граждан. Возможность снижения тарифа тоже в руках у государства.