Удовольствие от учебы. В подмосковных школах может появиться «Яндекс.Учебник» | 360°

06 июня 2019, 19:40

Удовольствие от учебы. В подмосковных школах может появиться «Яндекс.Учебник»

Читать 360 в

Завершились переговоры между правительством Московской области и компанией "Яндекс". В студии "360" - Наталья Чеботарь, директор по стратегии "Яндекс.Учебник".

— Насколько я понимаю, переговоры касались того, что в школах Московской области появится какой-то продукт от компании "Яндекс". Что это за продукт?

Реклама

— «Яндекс.Учебник» — это прежде всего сервис для учителей начальной школы. Но мы постепенно будем двигаться и дальше по классам. Он содержит задания по математике и русскому языку. Запустился в начале учебного года, который только что закончился. «Яндекс.Учебником» пользуются около 600 тысяч детей и около 40 тысяч учителей — это практически все регионы России. С 25 регионами мы работаем очень плотно, и это значит, что мы вместе обучаем учителей, повышаем квалификацию учителей, проводим вместе мероприятия, простраиваем вместе дорожные карты.

- И сейчас уже в Московской области в течение этого учебного года к сервису может присоединиться любой заинтересованный учитель. Таких учителей в Московской области нашлось немало — около 2 тысяч преподавателей, которые уже пользовались в этом году продуктом, его оценили. Сейчас мы скорее говорим о том, как мы будем масштабироваться, как мы будем обучать учителей.

— Учитель по математике (и по всем предметам, которые вы перечислили), зайдя в этот электронный журнал, что может для себя найти?

- Сейчас это учитель начальной школы. Он может найти задания по русскому языку и математике для учеников. Это больше похоже на задачник, если можно так сказать. Задания уникальные, они не автогенерируемые и очень знакомые. Помните, "путник выехал из точки А в точку Б..." В общем, все разнообразие заданий, которое имеет смысл оцифровывать - это порядка 60-70% процентов. По русскому и по математике немного разный процент, потому что нужно еще писать рукой обязательно, и не всю программу стоит вообще оцифровывать, потому что есть, например, развитие речи.

— Есть важные, незыблемые вещи традиционные, которые все остаются на месте. А мы помогаем учителю экономить время на подготовке к занятию за счет того, что у него быстро и бесплатно есть доступ к огромному количеству материалов. Он может выдавать эти задания, они автоматически проверяются. То есть он экономит время на проверке домашних работ. Плюс, он может работать индивидуально с каждым ребенком в классе. Что это значит? Он может каждому выдать отдельно задание — то, которое нужно именно ему. Кому-то нужно догнать, кто-то заболел, кому-то нужно выдать поменьше или попроще, а кому-то дать олимпиадное задание, чтобы ребенок не заскучал — и все это управление одним классом. Очень мощные учителя могут делать такие вещи, но, конечно, это очень сложно. Часто учителя ведут и два класса: утром один, вечером другой, нагрузка невероятная. Поэтому это такое хорошее подспорье, которое учителя оценили.

— Кто разрабатывал контент? И утвердило ли его Министерство образования?

— Мы полностью соответствуем всем законодательным нормам. Контент разрабатывался методистами, которые работают у нас. Это штат методистов по русскому языку, штат методистов по математике. Они все имеют опыт преподавания именно в начальной школе. Плюс у нас есть нейропсихологи. Дополнительно этого не требуется, но мы получили недавно экспертизу Института русского языка имени Виноградова. Работаем очень плотно с Институтом физиологии. То есть всю экспертизу, которую возможно привлечь, для того, чтобы не дай бог не навредить, и сделать правильный переход от бумаги к цифре: чтобы оставить ценности традиционного образования и не превратить это в игру или развлечение, сделать так, чтобы дети получали удовольствие именно от учебы.

— Прошли переговоры. А когда будет подписано соглашение? О чем вы договорились?

- Мы договорились о том, что через неделю встречаемся и прорабатываем дорожную карту.

— Я так понимаю, что запрос от учителей Московской области есть, и теперь подключается правительство. Чтобы что? Как-то системно внедрить этот продукт?

— В первую очередь, это информационная поддержка. Она очень важна, потому что есть учителя-инноваторы, которые всегда пробуют новое и рассказывают другим. Но все-таки для многих учителей важно, что правительство говорит: «да, это хорошо». Второе — это обучение учителей. И тут мы работаем в партнерстве с регионами всегда, и в зависимости от потребностей каждого региона. Например, есть регионы, которые просят нас обучить всех учителей, которые есть в регионе.

— Это онлайн происходит или уже оффлайн мастер-классы?

— Мы и оффлайн, и онлайн делаем, в таком смешанном режиме — в зависимости от уровня цифровой грамотности, который очень разный. Каждый раз подстраиваемся. Но у нас разработана программа развития учителя, которая состоит из восьми модулей, и в каждом регионе мы работаем по той схеме, которая соответствует запросу.

— Я так понимаю, что вы занимаетесь электронным дистанционным образованием, если так можно сказать. А вообще, какие сейчас тренды в системе образования? Нужно ли приносить детям электронные учебники? Какова ваша позиция в этом отношении?

- Я занимаюсь электронным образованием где-то с 2012 года, как раз когда это все началось. И сейчас уже точно ясно, что учителя никто не заменит, учитель - это важно. Поэтому мы создаем сервис для учителя, и учитель решает, что с ним делать. Мы сравнимы со стиральной машиной, которая может взять на себя часть задач. Мы чуть-чуть где-то на продвинутом уровне можем какие-то механики отработать учебные. Но решать, что нужно конкретному ребенку абсолютно невозможно с помощью искусственного интеллекта. Потому что онлайн учиться способны процентов 7-10 людей, которым достаточно мотивации - это те самые бойцы, которые всегда сами пробьются.

— Большая часть нормальных людей — они все-таки нуждаются в человеческом общении. И это общение важно для образовательных результатов — его нельзя вычеркнуть. И мы действительно верим, что учитель — эксперт. Учитель решает, что хорошо для ребенка, и ни один онлайн-инструмент не может решить всех проблем, и учитель должен грамотно к нему подходить: понимать, что сейчас дать в электронном виде домашнее задание — это здорово, а вот это домашнее задание нужно делать совсем по-другому, а вот здесь нужно работать в группе, вот этому ребенку нужно это, а этому — совсем другое. Это живой процесс, в котором роботы не наступят.

— Спасибо за интересный разговор. В студии "360" была Наталья Чеботарь, директор по стратегии "Яндекс.Учебник".

Реклама

Реклама