17 сентября 2015, 01:35

Современная система образования больше учитывает интересы ребенка - эксперт

Читать 360tv в

-

Система образования в России сильно изменилась за последние десятилетия. Некоторые считают, что обучают в школах сейчас хуже, чем 10 лет назад. Кто-то, напротив, полагает, что все изменилось к лучшему. Согласно опросу, проведенному исследовательским центром сайта SuperIob, в основном россиянам не нравится множество образовательных программ, поверхностные знания школьников и отсутствие устных экзаменов: введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) вызвало большой общественный резонанс. О современной системе образования в России, подготовке учителей и ЕГЭ "360 Подмосковье" рассказал представитель Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

Фото: Евгений Епанчинцев/РИА Новости

Чем современная образовательная система отличается от советской школы

Самое главное отличие не в системе образования, а в ребенке, семье и обществе в целом. Отличие ситуации в том, что мы в новом обществе нового ребенка новой семьи пытаемся учить советской школой. Кроме того, важнейшие принципы педагогики, которые раньше были только декларациями, сегодня постепенно и частично, но все же реализуются. Повышается уровень индивидуализации, возрастают возможности для выбора учеником своей образовательной траектории. Мы движемся в направлении большего учета интересов ребенка с ограниченными возможностями здоровья и так далее.

В современных стандартах и, что, конечно, важнее, в их реализации, растет роль общеинтеллектуальных качеств ("универсальных учебных действий"), больше внимания уделяется умению приложить школьные знания (компетентности).

ЕГЭ: за и против

На что в первую очередь обращают внимание при подготовке учителей

В МПГУ уже второй год подряд принципиально по-новому учат будущих учителей. Помимо знания предмета, они должны понимать особенности физиологии, антропологии, социологии, психологии детей. Поэтому сейчас школьная практика в МПГУ начинается с первого или второго семестра в зависимости от направления. Сначала студенты проходят практику в детском саду, затем в начальной и средней школах и только потом в старших классах.

Практика оказывается сильнейшим мотивом освоения психолого-педагогической теории. Представьте, большинство детей из детсадовской группы забирают в 18:00, воспитатель тоже уходит. А с детьми, чьи родители приходят в 18:40, остается наш студент. Даже если он потом не пойдет работать в школу, он получит бесценный опыт. Такая система помогает и трудоустройству выпускника. Если с первого курса половину учебного времени студент проводит на практике, то к третьему-четвертому, скорее всего, определится с будущим местом работы или же поймет, что педагогика - это не его.

Фото: Маша Росс/РИА Новости

Как перенимается иностранный опыт

Перенять какую-то зарубежную образовательную модель в целом - сложно и не очень эффективно, а в полном объеме просто невозможно: у нас свои программы и стандарты, своя специфика образования. Тем не менее, в России определенной популярностью пользуются детские сады и начальные школы, образовательные системы которых отражают важные черты педагогики Монтессори  (Италия), вальдорфской педагогики  (Германия). Во всем мире большой вызывают интерес школы Сингапура и Финляндии, в частности, потому, что эти страны входят в топ международных рейтингов. Естественно, мы приглашаем экспертов, ученых и учителей из этих стран и используем их опыт.

В области дошкольного образования при формировании новых стандартов и программ для нас очень существенным оказался опыт Германии, где за последние десятилетия реализована новая модель дошкольного образования, важная для нас, например, как условие для дальнейшего математического развития школьника. Нам очень помогает здесь почетный профессор нашего университета Василиос Фтенакис - один из главных идеологов дошкольного образования Германии.

Что касается нашего опыта, то для других стран он важен в области математического образования, информатики в школе, некоторых направлений дополнительного образования.

Фото :Павел Лисицын/РИА Новости

Как переход на ЕГЭ сказался на системе образования

Чтобы обсудить влияние ЕГЭ на школу и на вуз, начнем с того, что в разных предметах это влияние может быть различным. При этом и задания ЕГЭ должны различаться в зависимости от предмета. К сожалению, мы слишком поздно осознали это. В некоторых предметах, например, в математике, одним из главных недостатков ЕГЭ является большая близость реального экзаменационного материала и заранее объявленного прототипа. Это ведет к натаскиванию на ЕГЭ, а именно на типы задач, объявленные в демонстрационном варианте. Другим недостатком является то, что минимальный балл можно получить, зная лишь малую часть школьной математики.

Сегодня мы стараемся преодолеть указанные недостатки. При этом мы начинаем планировать ЕГЭ на несколько лет вперед. Изменения будут постепенными и известными заранее.

Несколько лет назад профессиональное сообщество ожидало лавинообразного роста нечестности в системе ЕГЭ. Сегодня жесткие и быстрые меры вроде бы сдержали лавину. Посмотрим, что будет дальше.

Негативное влияние на массовое образование может оказывать использование ЕГЭ как инструмента оценки работы школы, учителя. Это приводит к дискриминации школ, работающих с трудными, проблемными детьми. Выход состоит в том, чтобы размещать информацию о ходе и результатах образовательного процесса в информационной среде и оценивать прирост результатов для каждого ученика.

Ранее сообщалось, что в Москве открылся первый в России Центр независимой диагностики знаний школьников. В нем учащиеся смогут проверить свои знания перед ЕГЭ. Предусматривается посещение центра и на платной, и на бесплатной основе. В среднем цена одного теста будет составлять 400 рублей. Читать далее>> 

 

Реклама

Реклама