facebook_pixel
  • Марина Захарова: "К 2018 году будет порядка 100 тысяч детей от 7 до 17 лет"

    О том, как бороться с грядущим дефицитом школ рассказывает министр образования области.

    Марина Захарова:

    В Подмосковье грядет дефицит школ. Похоже, что перевести дух чиновники от образования не смогут: почти ликвидировали очередность в детских садах, как следом наступает острый дефицит мест в школах. Почему и как сегодня происходит комплектация в первых классах в эфире программы “Интервью 360” говорим с министром образования Московской области Мариной Захаровой.

    - За последний год на 2 тысячи человек увеличилось количество детей, которые учатся во вторую смену. Не так давно Андрей Юрьевич Воробьев говорил о том, что проблему вторых смен нужно как-то решать. О каких-то результатах сейчас уже можно говорить?

    - Мы здесь видим несколько факторов. Во-первых, это миграционные потоки, которые идут в Московскую область, это введение единого государственного образовательного стандарта, который говорит о других требованиях к образовательным организациям, к зданиям, к помещениям, к требованиям СанПиНа, которые изменились в общеобразовательных организациях, и, конечно же, сегодня мы сталкиваемся с последствиями жилищной застройки, которая проходила несколько лет в области. Складывая все эти факторы вместе, мы получаем вторые смены.

    - Есть какая-то система, которая позволила бы наладить с застройщиками диалог, который в свою очередь позволит им самим обеспечивать свои жилые объекты школами, детсадами и медучреждениями?

    - Когда строился жилищный фон социальная инфраструктура не учитывалась. Вновь заселившиеся люди вынуждены были идти в те сады, школы, поликлиники, которые находились в микрорайоне старой застройки. Поэтому мы имеем и очередность в детские сады, и вторую смену в наших школах, и проблемы, связанные с детскими поликлиниками. Школы строились в то время, но если мы посмотрим динамику строительства, то она была невелика. Проводились капитальные ремонты и реконструкции школ, а как раз в это время шло внедрение федерального государственного образовательного стандарта. Так что проект школы должен быть иным. Так что те школы, которые были, должны были быть реконструированы. На сегодняшний момент даже с учетом ремонтов помещения не удовлетворяет текущему спросу. При рассмотрении плана градостроительный совет Московской области  в обязательном порядке рассматривает вопрос строительства социальной инфраструктуры: наличие детского сада, общеобразовательной школы, при необходимости - поликлиники и других объектов именно социальной инфраструктуры.

    - Около 159 школ сейчас изношены на 85%, где-то нет спортивных площадок, где-то нет медучреждений при школах, как решаете этот вопрос?

    - Мы с руководителями образования муниципальных образований, городскими и сельскими поселениями проводили мониторинг и рассматривали несколько аспектов: где большой износ зданий, инженерных коммуникаций, смотрели здания, которые требуют капитального ремонта, и рассматривали еще год постройки зданий. У нас есть более 150 школ, построенных до 1950 года.

    - Например, Зарайская школа, она вообще построена в наполеоновские времена.

    -Да, школа 1812 года. Но нужно отдать должное, что, когда мы проводили стандарт общеобразовательных учреждений, то эта школа набрала очень большое количество баллов. У нас принято решение, есть поручение губернатора, составить дорожную карту по каждому муниципальному образованию, по каждому образовательному учреждению.

    - Если говорить о тех районах, где ситуация совсем критическая, что это за районы?

    - Когда мы делали мониторинг, то у нас получились следующие результаты: 19 муниципальных образований, где у нас нет второй смены, но при этом есть школы, требующие либо реконструкции, либо серьезного капитального ремонта; в 30 муниципальных образованиях — 14 городских округах и 16 муниципальных районах —  очень серьезная проблема существует именно второй смены; и оставшиеся 20 городских округов и муниципальных образований имеют вторую смену, но, например, только в одной школе и речь идет о 89 учащихся. Мы должны задуматься над тем, что федеральные стандарты внедряются полным ходом в образовательные учреждения, и, значит, уже не одна параллель, а две или три в следующем учебном году будут учиться во вторую смену. Вот тогда это уже критическая ситуация. Может быть и другая ситуация: образовательные учреждения помещения, которые у них есть, используют таким образом, что только один класс выведен для обучения во вторую смену. Тогда, наверное, нужно задуматься руководителю образовательного учреждения и пересмотреть свою политику. И, говоря о федеральных образовательных стандартах, хотелось бы сказать, что чуть раньше внедрения этих стандартов у нас был введен третий час занятий физической культурой в школах. Мы с Вами понимаем, что школы, которые были построены до 1950 года, не имеют двух спортивных залов, чаще всего это 1 спортивный зал и хорошо, если там есть спортивная площадка. Так что при составлении расписаний получалось, что по 2 или по 3 класса, к сожалению, занимались в одном спортивном зале. Это тоже вопрос, который нужно решать, над которым нужно думать и находить пути решения.

    - На заседании правительства Ваш коллега, Лидия Антонова, сказала о том, что чаще всего тот факт, что дети учатся во вторую смену, говорит не о нехватке физически места у школы, а о некоей политике управления, потому что учителя получают двойную ставку. Есть какие-то методы борьбы с этой схемой, которая образовалась на территории области?

    - Такие факты есть, но я не думаю, что их большое количество. У нас есть здания, мощность которых больше, чем количество обучающихся в данном здании. Когда мы проводили мониторинг, чаще всего получалось так, что всё-таки школа, которая находится в сельской местности, считается малокомплектной. Такие школы у нас финансируются в полном объеме в соответствии с приказом Министерства образования области, но в то же время, когда в школе только один класс учится во вторую смену, это, конечно, я согласна здесь с Лидией Николаевной, неправильное управленческие решение.

    - Есть, например, Долгопрудный, который заявил о том, что количество школ в достаточном количестве присутствует на территории. Тем не менее  известно, что планируется достаточно объемная застройка одного из жилых районов. Почему руководство Долгопрудного не учитывает сейчас количества жителей, ведь через несколько лет проблема нехватки школ всё равно появится?

    - Понимаете, по данным Министерства экономики Московской области, прирост детей в возрасте от 7 до 17 лет к 2018 году будет составлять порядка 100 тысяч детей. Так что проблема, которая у нас сегодня есть —  нехватка детских дошкольных учреждений — конечно, через какой-то период времени скажется и на общеобразовательных школах. Федеральный стандарт обязывает обеспечить обучение только в первую смену, а во вторую смену все помещения должны быть предоставлены для занятий дополнительным образованием. Я подчеркну: у нас сегодня разрабатывается концепция дополнительного образования (она уже рассматривалась на всероссийском совещании, которое проводило министерство образования и науки РФ). Она подразумевает дополнительное образование не только большого количества детей, но и призвано стать индивидуальным для ребенка. То есть, раскрыть все его возможности и способности. Для этого и нужны эти дополнительные часы, которые отводятся для занятий после основного учебного плана. Когда ведется строительство жилых домов, то, к сожалению, складывается таким образом, что руководители не всегда владеют ситуацией в образовательных учреждениях. У нас меняются учебные планы, меняются программы, появляются новые стандарты, новые требования. Это хорошо, потому что наши дети должны учиться в новых современных красивых зданиях, с хорошей материально-технической базой. В них должно быть интересно ученикам, и педагогам, и родителям.