17 апреля 2018, 12:57

Ученые: в созвездии Большой Медведицы появился «второй Юпитер»

Астрономы из России обнаружили новую экзопланету возле звезды в созвездии Большой Медведицы. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на научного сотрудника Астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета Кирилла Иванова.

Для открытия объекта использовали уникальный российский математический софт. Он способен обработать огромный массив данных при изучении небесной сферы.

С его помощью астроном-любитель из штата Массачусетс по нашей просьбе проводил исследования в области Большой Медведицы и обнаружил интересный объект, который менял яркость каждый 40 часов

После предоставленных США данных учение выяснили, что свечение связано с так называемым транзитом экзопланеты. Она выполняет движение по диску «родительской» звезды. Так и была открыта планета KPS-1B, газовый гигант, схожий с Юпитером.

«Он обращается вокруг материнской звезды с периодом около 41 часа, на расстоянии чуть более 4 четырех миллионов километров. Это крайне близко и быстро. К примеру, орбита того же Меркурия находится в 57 миллионах километров от Солнца», — добавил Иванов.

Масса новой экзопланеты на 9% превышает массу Юпитера. По своим размерам она также больше известной в Солнечной системе планеты на 3%. KPS-1B находится в тысяче световых лет от Земли.

По словам Кирилла Иванова, данные об открытии экзопланеты удалось подтвердить при помощи системы российских роботов-телескопов «МАСТЕР». Они по большей части ориентированы на наблюдение за масштабными выбросами энергии, известными как гамма-всплески, или взрывами новых и сверхновых.

Для того, чтобы убедиться в существовании экзопланеты, использовались и самый большой российский оптический телескоп БТА, а также французский телескоп.

Непосредственными первооткрывателями планеты назовут отдельных людей. В целом объект открыли в рамках российского проекта по поиску экзопланет — Kourovka Planet Search (KPS). Он инициирован Уральским госуниверситетом и получил поддержку ученых Иркутска, Москвы, астрономов-любителей из США и стран Европы.

Обсерватория TESS, которую NASA выпустило на орбиту 16 апреля, предназначена для поиска экзопланет и изучения их атмосферы. Аппарат позволит обнаруживать и изучать пригодные для внеземной жизни скалистые планеты, находящиеся в зоне обитаемости родительских звезд.