Геологи рассказали о причинах вымирания всего живого 250 млн лет назад | 360°

31 июля 2017, 15:52

Геологи рассказали о причинах вымирания всего живого 250 млн лет назад

Читать 360 в

Геологи из США нашли у берегов реки Тунгуски отложения вулканических пород, «выход» которых запустил «великое» Пермское вымирание животных 252 миллиона лет назад. Тогда исчезло 95% всех живых существ на планете. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Тепло, которое выделилось во время выхода этих лав на сушу, привело к тому, что соседние с ними осадочные породы выбросили огромные количества парниковых газов в атмосферу. Объема этих газов было вполне достаточно, чтобы вызвать массовое вымирание. Это событие стало ключевой точкой в истории эволюции жизни на Земле — рассказал Джеймс Муирхэд из университета Сиракьюз (США).

На Камчатке сошли гигантские грязевые потоки с вулкана

Исследователи выделяют пять крупнейших вымираний видов на Земле. Наиболее значительным стало «великое» Пермское вымирание, когда и исчезло 95% живых существ.

По словам Муирхэда, сейчас большинство ученых уверены, что причиной Пермского вымирания стали выбросы огромного количества углекислого газа и метана в атмосферу. Это сделало планету жаркой и засушливой. Однако механизм действия этих веществ на климат оставался загадкой.

Когда исследователи проанализировали взятые породы, они выяснили, что 252 миллиона лет назад произошло не одно, а сразу два извержения вулканов. Первое привело к выходу примерно 60% магматических пород на поверхность, но не стало причиной вымирания животных. Однако второе излияние магмы «подогрело» большой слой осадочных пород, залегавших у поверхности. Это привело к выделению огромных количеств метана, деоксида углерода и других парниковых газов.

Причиной этого стали потоки лавы, которые не сразу достигли поверхности Земли, а сначала двигались параллельно ей, через трещины между слоями осадочных и вулканических пород. В результате возникло огромное озеро из лавы, чья площадь была в 50 раз больше озера Байкал. Это озеро подогревало запасы мела, угля, нефти и других пород, заставляя их разлагаться.

Ученые пришли к выводу, что последствия массовых извержений вулканов могли сильно зависеть от того, через какие породы проходили выбросы.

В середине июля жителей Неаполя эвакуировали из-за проснувшегося вулкана Везувий. Люди начали экстренно покидать свои дома. Читать далее>>