18 декабря 2018, 08:29

Женское долголетие связали с «лишней» Х‐хромосомой

Более длинная продолжительность жизни женщин может быть связана не с привычками и меньшим употреблением алкоголя, а с набором хромосом. К такому выводу пришли генетики из университета Калифорнии в Сан-Франциско, результаты их исследования опубликовал журнал Aging Cell.

«Мы давно задумываемся о том, почему женщины живут дольше мужчин. Многие люди думают, что у этого различия между полами есть эволюционные корни. В частности, продолжительная жизнь позволяет женщинам дольше ухаживать за своим потомством и внуками», — заявила Дена Дубал, поставившая эксперимент.

Чтобы найти причины женского долголетия, ученые поставили эксперимент над четырьмя группами мышей с модифицированной ДНК. Исследователи исходили из того, что так называемая «мужская» Y-хромосома почти не содержит в себе жизненно важных генов. Зато хромосома X критически важна, и нарушения в ее работе оканчиваются фатально. Поэтому ученые предположили, что более долгая жизнь женщин может быть связана с тем, что у них есть «лишняя» X-хромосома.

Поэтому в ходе эксперимента исследователи модифицировали ДНК мышей так, чтобы получились самки с XX-хромосомами и XY-набором, так же и с самцами. Получились четыре группы грызунов, за жизнью которых ученые наблюдали в течение трех лет.

Выяснилось, что их предположение оказалось верным. Самцы и самки с XX-набором жили дольше, чем те, у кого были XY-хромосомы. Правда, генетики заметили, что самки даже при таких условиях живут дольше, что может свидетельствовать о гормонах, также оказывающих влияние на старение.