22 сентября 2016, 10:02

Зачем Apple запатентовала бумажный пакет - история "войны патентов" с Samsung

Читать 360tv в

-

Компания Apple запатентовала бумажный пакет. В нем нет Bluetooth или экрана — это обычный контейнер с ручками. Новшество в том, что в его составе 60% вторсырья, а у конкурентов используется менее 50%. Необходимость, самодурство или пиар? Телеканал «360» собрал мнения экспертов и вспомнил историю войны патентов Apple и Samsung, которая началась в 2010 году и продолжается до сих пор.

Реклама

Что о патенте на бумажный пакет думают эксперты?

Фото: Public domain

Обсуждающие «изобретение» Apple пользователи интернета разделились на два лагеря: кто-то считает патент на бумажный пакет странным ходом корпорации, а кто-то — разумным решением для сохранения интеллектуальной собственности компании. В числе последних оказались опрошенные Телеканалом «360» эксперты — видеоблогер Валентин Петухов и патентный поверенный РФ Виталий Кастальский.

Валентин Петухов — видеоблогер (@Wylsacom)

Фото: Public domain

«Компания, помимо технологических патентов, имеет и патенты на то, что окружает бренд в целом. Это совершенно нормально. Кроме того, пакет действительно очень интересный, его можно назвать высокотехнологичным, он на 60% изготовлен из переработанных материалов, а они не такие прочные, как обычная бумага и картон. Чтобы они держали содержимое, у пакета особая, усиленная конструкция. Так что это старая практика, все, что компания придумала, защищать патентом».

Виталий Кастальский — патентный поверенный РФ, кандидат юридических наук

Фото: Public domain

«Эта история с пакетом обнажает одну из ключевых проблем патентного права. Вообще его идеология в том, что изобретатель раскрывает свое техническое решение, делает человечество богаче, для того, чтобы все последующие технические решения были новыми с точки зрения существующего уровня. И такие патенты, как, например, бумажный пакет, отчасти дискредитируют эту идею».

История «термоядерной» войны Джобса

Первая модель IPhone вышла в 2007 году — это был первый телефон со сплошным сенсорным дисплеем. Флагманские модели других производителей делали упор на совершенно другие технологии. Трендом считались слайдеры. Так и выглядела модель Nokia, короля рынка той эпохи. Samsung тогда еще на третьих ролях и с бюджетными моделями, его инновация — две SIM-карты. Sony Ericsson предлагает гибрид телефона с плеером — в те времена компания была главным конкурентом Nokia.

Фото: Public domain

О новинке от Стива Джобса эти компании задумались лишь через день после презентации. В мире грянула революция, которая изменила мир. Новое понятие «смартфон» со сплошным сенсорным дисплеем и собственным рынком приложений получило тогда имя собственное — айфон.

3 года спустя

Вдогонку за Apple бросился весь рынок, кто не смог догнать — погиб, как, например, Nokia. Модельный ряд гигантов рынка через 3 года после презентации первого яблочного гаджета выглядит, как вариации на его тему.

Фото: Public domain

И это притом, что Apple запатентовала и экран, и внешний облик телефона. Стив Джобс подает в суд. В 2010 году компания запрашивает компенсацию с Samsung в 2 миллиарда долларов, а также прекращение реализации более 26 моделей их телефонов за нарушение авторских прав. И выигрывает в 2012 году. Но не по всем пунктам — суд США постановил, что внешний вид изделия не может быть защищен от копирования, поэтому корейской корпорации пришлось заплатить лишь 548 миллионов долларов за использование сенсорного экрана и технологию Scroll Lock.

«Если компания пользуется чужой технологией без разрешения правообладателя, ее могут привлечь к ответственности. Должно заключаться лицензионное соглашение. В этом случае владельцу патента выплачиваются роялти — денежная компенсация. В среднем она составляет от 1 до 10% от стоимости реализованных устройств, в которых эта технология применяется. Но все очень индивидуально в каждом конкретном случае,» — сообщил Телеканалу «360» патентный поверенный РФ Виталий Кастальский.

Фото: Public domain

Почему на самом деле Apple судится с Samsung

Но главной цели — продержать как можно дольше монополию на само понятие «смартфон» — Apple, разумеется, достичь не сумела. И подписала с большинством конкурентов мировое соглашение. С большинством, но не с Samsung. Потому, что дело в «мозгах», а не в «железе» — в платформе IOS и рынке приложений App Store.

Подобное разработал и Google, его детище — Android. А Samsung — лишь основные лицензиаты. Платформа Android была создана при участии бывшего сотрудника Apple, а в дальнейшем — председателя совета директоров Google — Эрика Шмидта. В Apple он занимался разработками IPod. Стив Джобс сказал ему перед подачей иска: «Я буду доказывать, что вы неправы до последнего вздоха и до последнего цента из наших 40 миллиардов долларов. Я уничтожу Android, потому что это украденный продукт. Я хочу, чтобы вы прекратили использовать наши идеи в Android — это единственное, что мне нужно».

Фото: Public domain

«Для конечного пользователя нет разницы, принадлежит ли технология, которая используется в гаджете, производителю. Главное, как она туда интегрирована. Интересную теорию предложил сам Стив Джобс в 2010 году: он сказал, что у технологий есть такие же циклы развития, которые можно назвать весной, летом, осенью и зимой. И заcлуга Apple в том, чтобы распознавать их на стадии весны», — сообщил телеканалу «360» видеоблогер Виталий Петухов

Священная война или бизнес?

Это всего лишь конкуренция, ничего личного. Всего лишь деловая цель — сохранить монополию на свои изобретения как можно дольше. В эпоху, когда монополий на технологию быть не может. Так что для Apple война патентов — и священная война, и обычный бизнес. И она ее проигрывает, все новое от «яблока» копируется рынком, подчас до того, как на него вышла сама компания из Купертино. И умные часы (их Джобс запатентовал еще 5 лет назад), и планшеты, и пока нереализованные 3D очки, монолитный гнущийся экран, беспроводная зарядка и зарядка солнечная, сенсорная клавиатура персонального компьютера и многое другое.

Патенты Apple

Дарья Дементьева

 

Реклама

Реклама