Учеными обнаружена звезда - убийца планет | 360°

21 октября 2015, 05:33

Учеными обнаружена звезда - убийца планет

Читать 360 в

В созвездии Девы астрономы обнаружили звезду, относящуюся к категории белых карликов, которая уничтожает в настоящее время свою планетную систему. Одна из планет, примерным размером с Цереру - карликовую планету из пояса астероидов Солнечной системы, уже постигла печальная участь - звезда-убийца поглотила ее и перерабатывает материю спутника в своих недрах, сообщило РИА Новости со ссылкой на статью в журнале Nature.

"Ничего подобного человечество раньше не видело. Мы наблюдаем за тем, как звезда разрушает свою собственную планетную систему. Теперь у нас есть железное доказательство того, что белые карлики действительно периодически уничтожают планеты", -  заявил Эндрю Вандербург из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра в Кембридже (США).

Необычная и страшная сцена из жизни вселенной была обнаружена учеными в результате наблюдений за изменениями яркости некоторых звезд, для которых ими использовался телескоп "Кеплер". Изменения яркости в свечении звезды позволяет определить наличие планетной системы возле нее. Следя за подобными звездами, астрономы и натолкнулись на "убийцу планет" - звезду WD 1145+017, относящуюся к классу белых карликов - стареющих звезд, теряющих энергию.

Каждые четыре с половиной часа свечение WD 1145+017 словно заслонялось крупным объектом, но форма и размеры этого объекта постоянно менялись. Ученые пришли к выводу, что звезда недавно поглотила свой спутник - небольшую планету, и теперь перерабатывает в своих недрах ее планету.

Понять это помогли знания о структуре белых карликов - любая материя, ими поглощенная, распределяется в них в виде слоев. Тяжелые элементы постепенно опускаются к центру звезды, а более легкие - поднимаются к поверхности. Изучая спектр WD 1145+017, ученые обратили внимание на присутствие в нем следов тяжелых элементов в больших количествах, а это значит, что звезда недавно получила "порцию" обломков другого небесного тела, которые не успели погрузиться к ее центру.

Астрономы оценили размер поглощенной планеты и пришли к выводу, что она была похожа на карликовую планету из пояса астероидов Солнечной системы - Цереру. А химический состав погибшего спутника напоминал земной. Ученые считают, что печальная участь ждет и остальные планеты системы WD 1145+017, вращающиеся вокруг своего светила.

Причину, по которой звезда начала поглощать свои планеты, ученые видят в изменениях ее гравитационного поля, которые обусловлены превращением WD 1145+017 из красного гиганта в белого карлика, при котором звезда сбросила внешние оболочки и потеряла большую часть своей массы.

Такая же судьба ждет в далеком будущем планеты нашей Солнечной системы, когда Солнце, исчерпав запасы энергии, превратится в белый карлик. Правда, перед этим наше светило пройдет еще стадию красного гиганта, чудовищно увеличившись в размерах практически до орбиты Земли, и поглотив Меркурий и Венеру.